Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх
Кафедра спортивных дисциплин
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Визитка

Заведующий Мишагин Виктор Николаевич
Заведующий
Мишагин
Виктор
Николаевич
Важные контакты

История

Кафедра спортивных дисциплин была образована в 1960 году.

В 1970 году была разделена на 2 кафедры:

  • Кафедра спортивных дисциплин;

  • Кафедра спортивных игр;

Заведование кафедрой спортивных дисциплин осуществляла Н.Г. Трушкина.
Затем на заведование были выбраны соответственно: Урукова Г.М., Филиппова К.И., Киселев В.П., Касаткин А.А., с 1997 года Гордеев В.Д.,  а с 2002 г. Мишагин В.Н.

Лучшие выпускники — спортсмены

- Заслуженный Мастер спорта по легкой атлетике, Чемпионка Мира Людмила Галкина;

- Мастер Спорта Международного Класса, победительница Кубка Европы, чемпионка Всероссийской Универсиады Юлия Тимофеева;

- Мастер Спорта России, чемпион Всероссийской Универсиады Сергей Леонтьев;

- Мастер Спорта, серебряный призер чемпионата России по легкой атлетике Алексей Кузнецов;

- Мастер Спорта, чемпион России по биатлону Сергей Чубуков;

- Мастера Спорта, призёры чемпионата России по биатлону Ольга Косенкова, Юлия Косенкова;

- Мастер Спорта международного класса, чемпион России по прыжкам в длину с разбега, бронзовый призер Чемпионата Мира среди студентов Андрей Брагин;

- Мастер Спорта, чемпионка России по лыжным гонкам Оксана Малькова;

- Мастер Спорта, чемпион России по летнему биатлону Павел Костин;

- Мастер Спорта международного класса по летнему биатлону чемпион России Олег Руденко;

- Мастер Спорта, чемпион Европы и призёр чемпионата мира по триатлону Евгений Байгузов;

- Мастер Спорта, призёр первенства России по лыжным гонкам Дмитрий Корниенко;

Спортивные достижения студентов на соревнованиях различного ранга:

Сборные команды института по легкой атлетике и лыжному спорту ежегодно становятся призерами и победителями Спартакиады ВУЗов Саратовской области.

 Александр Логинов

Заслуженный Мастер спорта по биатлону, 
бронзовый призёр 
Олимпийских игр 2022 года, 
Чемпион мира, Чемпион России

Никита Поршнев

Мастер Спорта международного класса по биатлону, 
Чемпион мира, Чемпион России

Семен Закутин

Мастер Спорта по зимнему триатлону, 
Чемпион Европы 2022 года

Антон Матрусов

Мастер Спорта по зимнему триатлону, 
Чемпион Мира, Чемпион России  

Олег Поляков

Мастер Спорта по лыжным гонкам, 
Чемпион Мира по лыжероллерам 2022 года 

Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Наука

Основные научные направления

Основная научная проблема, разрабатываемая кафедрой: 

«Компетентностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке педагога по физической культуре и спорту». Результаты выразились в разработке рекомендаций к обновлению компонента «Физической культуры и спорта» в образовательных учреждениях.


 

Методическая работа

Методическая работа преподавателей на кафедре осуществляется через работу над методическими пособиями для очной и заочной формы обучения на основе НИР кафедры; курсами лекций, спецсеминаров; взаимопосещения лекционных и практических занятий преподавателями; обсуждение на заседаниях кафедры, Совета института современных достижений в отечественной и зарубежной практике в области преподавания специальных дисциплин, тренировочного процесса и других аспектов подготовки специалистов через курсы повышения квалификации, посредством научных и учебно-методических контактов с другими ВУЗами, колледжами, школами, стажировка в других образовательных учреждениях. Через совместную научно-исследовательскую работу осуществляется связь с другими кафедрами: выпуск совместных сборников, статей, тезисов, докладов, организацию конференций, защиту дипломных работ в соавторстве в интегрированной форме, обсуждение вопросов учебно-методического и научно-исследовательского профиля на заседаниях кафедр, Совета института, методических объединений, совместные обсуждения вопросов педагогической практики, профессионально ориентированной практики.

Кафедра применяет методы активного и интерактивного обучения: проводятся открытые уроки и мастер-класс по дисциплинам кафедры, просмотр современных учебно-методических видео-материалов, используются различные методы в период педагогической практики в школе.

Читаемые курсы

Кафедра преподает следующие дисциплины: «Легкая атлетика», «Лыжный спорт», «Биатлон», «Педагогическое мастерство тренера», «Педагогические особенности формирования двигательных навыков дошкольников», «Основы военной подготовки», «Профессиональное физкультурно-спортивное совершенствование», «Физкультурно-оздоровительные технологии», «Обучение базовым видам спорта», «Педагогические особенности спортивной деятельности», «Организационная работа в ДЮСШ», «Основы судейства при проведении школьных соревнований», «Физкультурно-оздоровительные технологии в адаптивной физической культуре», «Волонтерское движение – теория и практика», «Интегративный характер и место спортивных дисциплин», «Педагогическая сущность преподавательской деятельности преподавателя-тренера в спорте».

Имеются интегрированные курсы дисциплин кафедры, специальные курсы по легкой атлетике, лыжному спорту, биатлону с психолого-педагогической и медико-биологической направленностью.

Публикации

Основные публикации

1. Гордеев В.Д., Торопыгин А.А. значимость техники бега на коротких дистанциях // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции 30 октября2020 года г. Саратов [Электронный ресурс]. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2020. С. 45-50

«Гуманизация образовательного пространства-2021: цифровизация образовательной среды», Саратов, 2021 г.

2. Глазырина И.А., Горбунова Ю.В. Развитие скоростных качеств у школьников средних классов при подготовке к выполнению норм ВФСК ГТО IV ступени // Эффекты внедрения ВФСК ГТО: сб. матер. Всероссийской науч.-практ. конф. Саратов, 17 ноября 2016 г. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. С.60-66.

3. Селиванова Ю.В., Глазырина И.А. Реабилитационный потенциал занятий спортом для людей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции 18 мая 2018 года г. Саратов. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. С. 142-148.

4. Глазырина И.А., Водолагина И.Ю. Применение двигательной реабилитации в работе с детьми с детским церебральным параличом // Гуманизация образовательного пространства: Сб. научных статей по материалам Международного форума «Гуманизация образовательного пространства». М. Изд-во «Перо». С. 300-306.

5. Глазырина И.А. Особенности выбора специализации в воднолыжном спорте в подростковом возрасте // Актуальные проблемы здоровья, физической культуры и спорта на современном этапе. Саратов. Саратовский источник. 2019. С.144-148.

6. Глазырина И.А. Необходимость проведения занятий физической культурой у подростков в разновозрастных группах // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: материалы XVI Международной научно-практической конференции. –Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019. С. 239-242.

7. Формирование Межличностного Взаимодействия И Целеустремленности У Детей С Ограниченными Возможностями Здоровья Во Время Занятий Физкультурой В Условиях Разновозрастной Группы Низовкина О.П., Глазырина И.А. Страховские Чтения. 2020. № 28. с. 243-249.

8. Инновации при занятиях физической культурой и спортом Глазырина И.А., Рагулина М.Ю. в сборнике: Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта. сборник трудов всероссийской научно-практической конференции. 2020. с. 40-45.

9. К Вопросу О Взаимодействии Детей В Разновозрастных Группах Глазырина И.А., Селиванова Ю.В. в сборнике: Гуманизация образовательного пространства. сборник научных статей по материалам международного форума. Саратов, 2020. с. 14-21.

10. Глазырина И.А., Селиванова Ю.В. Проблема формирования целеустремленности и способы ее решения // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 № 4, https://mir-nauki.com/PDF/40PDMN421.pdf

12. Мишагин В. Н. Особенности инновационных процессов в сфере личностноориентированного образования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов Института физической культуры и спорта / В. Н. Мишагин ; ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского", Ин-т физ. культуры и спорта. - Саратов : [б. и.], 2017. - 86 с.

13. Новикова И.В., Преображенская Е.В., Ермоленкова Г.В., Борисенкова О.Н., Романова И.В. Парциальная программа «Я - ГоТОв!» по образовательной области «Физическое развитие» для детей подготовительной группы ДОУ. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 28 с.

14. Новикова И.В., Архипова И.А. Модель социального партнерства «Школа – центр тестирования // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции 18 мая 2018 года г. Саратов. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. С. 289-296.

14. Новикова И.В., Ефимова Е.Ю., Заступенко Г.Ф., Иванова Н.А., Королёв В.В., Крапивина Н.Ю., Преображенская Е.В., Романова И.В., Румянцев А.А., Черняева Т.Н. Формирование и развитие готовности участников образовательных отношений к деятельности по популяризации здорового образа жизни, идей ВФСК ГТО // Сборник лучших региональных, направленных на решение задач информирования, мотивации и стимулирования обучающихся к ведению здорового образа жизни, участию в мероприятиях комплекса ГТО: Электронный сборник материалов Всероссийского конкурса проектов, направленных на решение задач информирования, мотивации и стимулирования обучающихся к ведению здорового образа жизни. – Москва: Изд. «Национальный институт инноваций». – 2018. - [Электронный ресурс] – Режим доступа –URL: http://gtotutor.ru/images/assets/2018/sbornik_proectov_2018.pdf.

15. Новикова И.В., Заступенко Г.Ф. Организация стимулирующей системы оценивания уровня физической подготовленности обучающихся в рамках реализации ВФСК ГТО // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сб. тр. Всероссийской науч.-практ. конф. 30 мая 2019 г. [Электронный ресурс]. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. С. 368-372.

16. Новикова И.В., Заступенко Г.Ф. Особенности организации деятельности по подготовке к выполнению нормативов ВФСК ГТО инвалидов и лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции 30 октября 2020 года г. Саратов [Электронный ресурс]. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2020. С. 652-658.

17. Организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий по пневмобиатлону "шаговой доступности" [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов Института физической культуры и спорта / ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского", Ин-т физ. культуры и спорта ; авт.-сост. В. Н. Мишагин ; редкол.: В. Ф. Репин, Л. В. Казацкая, Л. Н. Крючкова. - Саратов : [б. и.], 2017. - 91 с.

18. Особенности подготовки спортсменов в лыжероллерном виде спорта [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов института физической культуры и спорта / В.Н. Мишагин, А.В. Мишагин; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского", Ин-т физ. культуры и спорта. - Саратов : [б. и.], 2019. - 71 с.

19. Организация туристической деятельности в детском оздоровительном лагере [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов института физической культуры и спорта / В.Н. Мишагин, А. В. Мишагин; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского", Ин-т физ. культуры и спорта. - Саратов : [б. и.], 2019. - 54 с.

20. Новикова И.В., Преображенская Е.В., Ермоленкова Г.В., Борисенкова О.Н., Романова И.В. Парциальная программа «Я - ГоТОв!» по образовательной области «Физическое развитие» для детей подготовительной группы ДОУ. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018 – 28 с.

21. Мишагин В.Н., Мишагин А.В. Воспитание выносливости у юных спортсменов, занимающимися зимним триатлоном [Электронный ресурс]: учебнометодическое пособие для студентов института физической культуры и спорта. Саратов, 2019. - 55 с. Текст ID= 2461 (дата размещения: 04.12.2019).

22. Мишагин В.Н., Мишагин А.В. Методические аспекты обучения и содержание занятий скалолазанием [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов института физической культуры и спорта. - Саратов, 2019. - 71 с. Текст ID= 2460 (дата размещения: 04.12.2019). 23. Водолагина И.Ю. Обучение и воспитание в подготовке начинающих горнолыжников [Электронный ресурс] Саратов. 2020. 79 с.

24. Мишагин В.Н. Адаптация и социализация детей с ОВЗ по зрению посредством адаптивного дзюдо / В. Н. Мишагин. - Саратов: [б. и.], 2021. - 58 с. - ~Б. ц. ID= 2726 (дата размещения: 23.11.2021) 16. Мишагин В.Н. Особенности технико-тактической подготовки в биатлоне / В. Н. Мишагин. - Саратов: [б. и.], 2021. - 64 с. - ~Б. ц. ID= 2728 (дата размещения: 30.11.2021)

25. Мишагин В.Н. Особенности физической подготовки и функционального состояния детей, занимающихся большим теннисом / В.Н. Мишагин. - Саратов: [б. и.], 2021. - 60 с. - ~Б. ц. ID= 2729 (дата размещения: 30.11.2021)

26. Мишагин В.Н. Использование гипоксической палатки в подготовке люжников-биатлонистов / В. Н. Мишагин. - Саратов: [б. и.], 2021. - 52 с. - ~Б. ц. ID= 2730 (дата размещения: 30.11.2021)

27. Мишагин В.Н. Личностно-ориентированная подготовка в горнолыжном спорте / В. Н. Мишагин. - Саратов: [б. и.], 2021. - 55 с. - ~Б. ц. ID= 2731 (дата размещения: 30.11.2021)

28. Мишагин В.Н. Развитие физических качеств у лыжников-гонщиков / В. Н. Мишагин. - Саратов: [б. и.], 2021. - 52 с. - ~Б. ц. ID= 2732 (дата размещения: 30.11.2021)

29. Мишагин В.Н. Основное средство подготовки лыжников в бесснежный период / В. Н. Мишагин. - Саратов: [б. и.], 2021. - 70 с. - ~Б. ц. ID= 2733 (дата размещения: 30.11.2021)

30. Мишагин В.Н. Воспитание выносливости у юных спортсменов, занимающихся биатлоном / В. Н. Мишагин. - Саратов: [б. и.], 2021. - 51 с. - ~Б. ц. ID= 2734 (дата размещения: 30.11.2021)

31. Мишагин В.Н. Настольный теннис как средство здоровьесбережения / В. Н. Мишагин. - Саратов: [б. и.], 2021. - 62 с. - ~Б. ц. ID= 2735 (дата размещения: 30.11.2021)

32. Мишагин В.Н. Развитие специальной (гоночной)выносливости у биатлонистов 13-14 лет в подготовительном периоде / В. Н. Мишагин. - Саратов: [б. и.], 2021. - 54 с. - ~Б. ц. ID= 2738 (дата размещения: 30.11.2021)

33. Мишагин В.Н. Основы профилактики травматизма при занятиях физической культурой и спортом / В. Н. Мишагин. - Саратов: [б. и.], 2021. - 54 с. - ~Б. ц. ID= 2739 (дата размещения: 30.11.2021)

34. Мишагин В.Н. Кроссфит как инновационная технология развития физических качеств / В. Н. Мишагин. - Саратов: [б. и.], 2021. - 53 с. - ~Б. ц. ID= 2740 (дата размещения: 30.11.2021)

35. Мишагин В.Н. Методика отбора в группы начальной подготовки по пулевой стрельбе / В. Н. Мишагин. - Саратов: [б. и.], 2021. - 70 с. - ~Б. ц. ID= 2741 (дата размещения: 30.11.2021)

36. Мишагин В.Н. Профессионально-личностное становление будущего учителя физической культуры / В. Н. Мишагин. - Саратов: [б. и.], 2021. - 64 с. - ~Б. ц. ID= 2742 (дата размещения: 30.11.2021).

37. Мишагин В.Н. Развитие скоростных способностей у хоккеистов на начальном этапе подготовки / В. Н. Мишагин. - Саратов: [б. и.], 2021. - 55 с. - ~Б. ц. ID= 2743 (дата размещения: 30.11.2021).

38. Рагулина, М.Ю. Методика исследования стартового разгона бобслеистов / М. Ю. Рагулина. - Саратов: [б. и.], 2021. - 38 с. - ~Б. ц. ID= 2786 (дата размещения: 17.12.2021)

39. Рагулина, М.Ю., Методы исследования координационных способностей мальчиков на тренировочном этапе в секциях по волейболу / М. Ю. Рагулина. - Саратов: [б. и.], 2021. - 35 с. - ~Б. ц. ID= 2787 (дата размещения: 17.12.2021).

40. Рагулина, М.Ю. Физическая подготовка каратистов на этапе спортивного совершенствования / М. Ю. Рагулина. - Саратов: [б. и.], 2021. - 340 с. - ~Б. ц. ID= 2788 (дата размещения: 17.12.2021).

41. Рагулина, М.Ю Методические аспекты подготовки к марафонскому бегу средствами и гипоксических тренировок / М. Ю. Рагулина. - Саратов: [б. и.], 2021. - 42 с. - ~Б. ц. ID= 2789 (дата размещения: 17.12.2021)

42. Рагулина, М.Ю. Общая физическая подготовка как средство развития физических качеств школьников / М. Ю. Рагулина. - Саратов: [б. и.], 2021. - 48 с. - ~Б. ц.ID= 2790 (дата размещения: 17.12.2021)

43. Рагулина, М.Ю. Физическая подготовка органов внутренних дел в процессе профессиональной деятельности / М. Ю. Рагулина. - Саратов: [б. и.], 2021. - 39 с. - ~Б. ц. ID= 2791 (дата размещения: 17.12.2021)

44. Суменков И.А. Современные подходы к гражданско-патриотического воспитания студентов // Известия  ВГПУ. Педагогические науки. 2017. № 4 (277). С 14-16.

45. Александрова Е.А., Суменков И.А. Сопровождение куратором гражданско-патриотического воспитания студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал.  Т.6. № 4 (21). 2017. С. 235-238.

46. Суменков И.А. Использование потенциала спортивных дисциплин в гражданско-патриотическом воспитании студентов классического университета // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции 18 мая 2018 года г. Саратов. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. С. 152-158.

47. СуменковИ.А. Развитиегражданскихкачествстудентоввовнеучебнойдеятельности // persjnality, socity, state, law: problems of correlation and interaction: materials of the vii international scientific confereceonoctober 15-16, 2018 – prague:vedeckovydavatelske centrum «sociosfera – cz». – с. 11-14.

48. Суменков И.А. Гражданственность как показатель нравственного здоровья молодежи // «Здоровая среда – здоровое поколение» [Электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической (очно-заочной) конференции с международным участием, посвященной 100-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского, 21 апреля 2018 г. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. Ч. 1. С. 100-103.

49. Суменков И.А. Основные направления гражданско-патриотического воспитания // Социально-гуманитарные тенденции: история и современность [Электронный источник]: сборник статей II-ой Международной научно-практической конференции (16 ноября 2018 г., г. Тюмень). – Западный: Научно-исследовательский центр «АнтроВита», 2018. С. 75-85. – URL:  HYPERLINK "http://soc-is.ru/wp-content/uploads/Социально-гуманитарные-тенденции_история-и-современность_2.pdf. С. 75-85" http://soc-is.ru/wp-content/uploads/Социально-гуманитарные-тенденции_история-и-современность_2.pdf.

50. Суменков И.А. Самовоспитание гражданских и патриотических качеств у студентов // Коллективная среда обитания – основа сохранения преемственности поколений в России. Сборник научных трудов участников Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции / под ред. А.Д. Плотникова – Лыткарино: Государственный университет "Дубна", ЛПГК, 2018. С. 105-109

51. СуменковИ.А. «Развитиепредставленийогражданско-патриотическомвоспитаниивотечественнойпедагогике» // Problemsofdevelopmentofapersonality: diversityofapproaches: materialsoftheVIinternationalscientificconferenceonNovember 15-16, 2018 – Prague: Vedeckovydavatelskecentrum «SociosferaCZ», 2018. с.41 – 46. 

52. Суменков И.А. Роль куратора в образовательной среде классического университета // Гуманизация образовательного пространства: Сб. научных статей по материалам Международного форума «Гуманизация образовательного пространства». М. Изд-во «Перо». С. 87-92, 2019 г.

53. Суменков И.А. Критерии сформированности патриотизма и гражданственности у студентов. Извести Саратовского университета. Новая серия. Серия:  Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т.8, №3. С. 278 – 283.

54. Суменков И.А. Нормативно-правовая основа гражданско-патриотического воспитания студентов вуза. В сборнике: Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы. Материалы VII Международной конференции. 2019. С.1123 – 1129.

55. Суменков И.А.  Мониторинг сформированности гражданских и патриотических качеств студентов университета. В сборнике: Гуманизация образовательного пространства. Сборник научных статей по материалам Международного форума. Саратов 2020. С.234-240

56. Храмов В.В., Амирова И.А., Медико-социологический анализ субъективных оценок здравоохранительного поведения студентов медицинского вуза // Вопросы восстановительной и спортивной медицины: сборник научных трудов. Москва, 2018. С. 25-28.

57. Храмов В.В., Полянина А.Ю., Амирова И.А., Григорьева Н.Н. Региональный опыт преподавания дисциплины "медицинская реабилитация" на кафедре лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии // Вопросы восстановительной и спортивной медицины: сборник научных трудов. Москва, 2018. С. 66-71.

58. Храмов В.В., Полянина А.Ю. Возможности сауно-терапии в системе комплексной немедикаментозной реабилитации спортсменов // Вопросы формирования здорового образа жизни: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента департамента здравоохранения г. Москвы. 2018. С. 12-14.

59. Храмов В.В. Наследство сáдочной стрельбы: к 120-летию стрелково-стендового спорта в Саратове // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сб. тр. Всероссийской науч.-практ. конф. 30 мая 2019 г. [Электронный ресурс]. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. С. 388-392.