Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх

В Саратовском университете проходит IV Международная научно-практическая конференция «Развитие одарённости в контексте больших вызовов: методология, проекты, технологии».

Форум организован совместно с коллегами из Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Московского городского педагогического университета, Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина. Участниками стали учёные из России, Турции, Китая, Белоруссии, Узбекистана и Казахстана. Заявки прислали исследователи из 12 российских городов.

Конференция началась со слов приветствия заведующей кафедрой педагогики, руководителя Центра поддержки одарённых детей Е.И. Балакиревой. Екатерина Игоревна пожелала участникам плодотворной работы, насыщенных дискуссий и успешных выступлений в рамках секционных заседаний, которые будут проходить в течение двух дней.

С открытием форума коллег поздравила руководитель приоритетных проектов и программ Е.Г. Елина. «Всегда радостно, когда такой масштабный форум приобретает традиционный формат. Многие знают, что с 2021 года наш вуз является участником федеральной программы “Приоритет 2030”, один из её стратегических проектов имеет педагогическую направленность. Безусловно, те проблемы, которые поднимаются на сегодняшней конференции, находят в нём своё отражение, – пояснила Елена Генриховна. – Разговоры о детях-вундеркиндах, детях с особыми способностями ведутся давно, но с научной точки зрения эта проблема сравнительно новая. Сегодня  она приобретает особый смысл и остроту, потому что одарённость надо хранить, оберегать, искать пути её развития».

Заочно слова приветствия в адрес участников передала декан факультета психологии Л.Н. Аксеновская: «Тема одарённости – одна из самых удивительных загадок для исследователей. Всему лучшему в нашей жизни мы обязаны именно одарённым людям, гениям. В условиях сегодняшних реалий, сложной исторической действительности мы как никогда нуждаемся в таких людях с их новаторскими подходами и идеями».

Проректор по научной работе РГПУ имени А.И. Герцена С.А. Писарева также подчеркнула научную значимость форума. «Вы одними из первых обратились к данной проблематике. У нас много говорят об одарённости, существуют специальные государственные программы, направленные на поддержку этой категории детей. Новые поколения также представляют особой интерес с исследовательской точки зрения. Уверена, нас ждут новые открытия в этой области».

По мнению и.о. проректора по стратегическому развитию МГПУ Р.В. Комарова, тема конференции гармонично сочетается с современными вызовами – развитием искусственного интеллекта, вопросами персонализации, ценностными и духовными ориентирами.

Доцент кафедры социальной психологии СГУ А.А. Понукалин в своём докладе «Одарённая личность в контексте нереализованности своего дара» говорил о важности использования своего потенциала. «Тот, кто способен подарить новые ощущения и помочь осознать неосознанное, является для нас гениальным», – считает учёный.

В чём секрет успеха великих людей попытался разобраться заведующий кафедрой общей, теоретической и компьютерной физики СГУ В.М. Аникин. В своём выступлении он привёл исторические примеры воплощения одарённости в научных открытиях отечественных учёных.

О реализации образовательной политики России по работе с одарёнными детьми говорил эксперт в области образования одарённых детей Турецкой республики Кемахлы Шевкет Башер. Докладчик затронул вопросы подготовки специалистов по взаимодействию с одарёнными детьми в контексте школьной системы образования.

Руководитель Центра выявления, поддержки, развития способностей и талантов детей и молодёжи на территории Саратовской области «Галактика 64» Э.В. Злобина познакомила аудиторию с региональной моделью системы работы с одарёнными детьми.

В рамках секционных заседаний участникам предстоит обсудить проблемы одарённости и большие вызовы, диагностику и психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей и молодёжи, образовательные практики в работе с одарёнными детьми, взаимодействие среды, наставника и технологий и другие вопросы.