Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх

Научная деятельность

Научной группой под руководством проф. Р.М. Шамионова, включающей профессоров М.В. Григорьеву, А.Е. Руннову, доцентов М.О. Журавлева, Е.С. Гринину, А.В. Созонника, м.н.с. А.И.Заграничного, исследователей М.А. Попову, Р.К. Насруллаева проведены научные работы в рамках темы: «Социально-психологические, психологические и психофизиологические факторы, характеристики и механизмы академической адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями».

Академическая адаптация детей и взрослых с особыми образовательными потребностями сопряжена с комплексом трудностей, носящих сочетанный характер. Поэтому комплексный анализ ее факторов, характеристик и механизмов позволил разработать психологические и педагогические средства их адаптации, в том числе с использованием нейроинтерфейсных устройств (интерфейсов мозг-компьютер), что в значительной степени способствует их инклюзии в образовательное пространство.

Основная проблема, на решение которой направлена деятельность научного коллектива, заключается в поиске механизмов, характеристик и социально-психологических, психологических и психофизиологических детерминант академической адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Научная значимость решения проблемы заключается в разработке основ нового научного направления, раскрытии социально-психологических, психологических и психофизиологических факторов, определяющих уровень и качественные изменения, характеристик и ключевых механизмов академической адаптации обучающегося с особыми образовательными потребностями, что в совокупности можно квалифицировать как значимый вклад в теоретическую область психологии.

В результате реализации проекта  получено новое теоретическое знание, внедрение которого позволит в значительной степени повысить эффективность академической адаптации лиц с особыми образовательными потребностями за счет использования полученных данных и их реализации в образовательном процессе, в том числе, диагностических, коррекционных мероприятий, и обеспечить им инклюзию в образовательное пространство образовательного учреждения.

Опубликовано более 20 научных работ, в том числе 19 статей в журналах, индексируемых международными системами WoS, Scopus. Коллектив принял участие в работе 12 Международных конференций, получено 13 свидетельств РИД.

Социальное партнёрство

Научно-методический центр психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями реализует социальные проекты с участием некоммерческих организаций в области поддержки инновационных практик оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время нашими партнёрами являются:

  • Автономная некоммерческая организация «Центр содействия и социальной адаптации инвалидов «РАЗВИТИЕ»

  • Саратовская региональная общественная организация помощи семьям с детьми-инвалидами и инвалидами с детства «РАССВЕТ»

  • Фонд помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства с ментальными расстройствами «Добрые взрослые»

  • Фонд социальной поддержки семьи и детства «Океан»

  • Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»

Основные направления социального партнёрства:

  • проведение на базе Центра коррекционно-развивающих занятий для детей с особыми образовательными потребностями по запросу родителей в области подготовки к самостоятельному и независимому проживанию (проектыТренировочно-коммуникативный центр для детей и молодых людей с ментальными особенностями развития "Я-САМ", «Территория Развития Самостоятельности для детей и молодых людей с ментальными особенностями»);

  • оказание логопедической помощи детям с особыми образовательными потребностями;

  • проведение на базе Центра коррекционных занятий с использованием комплекса сенсорной интеграции;

  • проведение семинаров-практикумов по обучению детей и подростков с нарушениями зрения навыкам самообслуживания (кулинария) и ориентировки в пространстве;

  • проведение на базе Центра занятий в рамках дополнительного образования (живопись, робототехника, английский язык);

  • проведение праздничных и досуговых мероприятий для семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями;

Все мероприятия в Центре проводятся с активным участием студентов-волонтёров, обучающихся на факультете психолого-педагогического и специального образования. Центр является базой проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образование.

Полученные социальные эффекты взаимодействия и результаты коррекционно-педагогической работы с детьми с особыми образовательными потребностями являются предметом научного анализа. При содействии некоммерческих родительских ассоциаций проводится исследование динамики психологических состояний родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, отслеживается эффективность коррекционно-педагогических воздействий.