Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх
Кафедра математического и компьютерного моделирования
  • 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корпус 9, Мехманико-математический факультет, ком. 301, 302, 303
  • mexmat_MKM@info.sgu.ru
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Визитка

Заведующий Блинков Юрий Анатольевич
Заведующий
Блинков
Юрий
Анатольевич
Важные контакты

История

1 июня 1917
Открытие физико-математического факультета
1920
Открытие кафедры теоретической механики
1935
на кафедре была основана лаборатория аэрогидродинамики. Построена большая аэродинамическая труба
1949
переименование кафедры. Кафедру теоретической механики и аэрогидродинамики возглавил Фалькович С.В.

Уроки и традиции наших учителей

«Человек полетит, опираясь на силу своего разума» – Н.Е. Жуковский. Первые десятилетия ХХ века, к которым относится период создания кафедры механики в СГУ, характеризуется бурным развитием авиации. В ряде стран возникают организации по аэронавтике. В России Н.Е. Жуковский вместе с известными промышленниками П.А. Рябушинским, Д.П. Рябушинским (на фото справа-налево) создали в 1906 году Аэродинамический институт в Кучино (под Москвой), предшественник ЦАГИ (1918 г.). 

Во Франции в 1908 г. образовалась лаборатория Эйфеля; в Великобритании в 1909 г. был сформирован Королевский исс ледовательский комитет по аэронавтике (RAE); в Германии с 1908 г. исследования велись в лаборатории Л. Прандтля в Геттингене, а в 1912 г. был организов ан Немецкий институт аэродинамики (DVL) под Берлином. Позднее был создан NACA в США (1915 г.). 

По инициативе Н.Е. Жуковского в 1918 г был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), ставший центром теоретических и прикладных исследований в России. Показательно, что уже в то время тяжёлая авиация России значительно превосходила зарубежную. Тяжёлые четырёхмоторные самолёты И.И. Сикорского «Русский витязь», «Илья Муромец» имели уникальные по тем временам лётнотехнические характеристики (грузоподъёмность, дальность полёта). 

Кафедра математического и компьютерного эксперимента (теоретической механики и аэрогидродинамики до 1983 года, вычислительного эксперимента в механике до 2012 года) имеет богатую историю, уходящую корнями к 1920 году, когда в СГУ была создана  кафедра механики. На кафедре начинали свою творческую деятельность такие выдающиеся учёные, как В.В. Голубев, Л.С. Лейбензон, Г.Н. Свешников, Г.П. Боев, Б.К. Ризенкампф, И А. Кибель, С.Г. Лехницкий, С.В. Фалькович, Б.М. Буллах, А.С. Космодамианский, В.В. Румянцев и др. 

За 103 лет творчества на кафедре развивались научные направления, в которых авторитет кафедры был очень высоким, а достижения – на уровне мировых – это фундаментальные исследования нелинейных проблем трансзвуковой газодинамики, конических течений, взаимодействий ударных волн, проблем фильтрации, волновых процессов геофизики, проблем управления движением тел и др. 

Первый заведующий кафедрой механики проф. Г.Н. Свешников (1918–30 г.г. раб.) возглавлял её в течение 10 лет. Г.Н. Свешников читал общ В.В. ГолубевГ.Н. Свешниковий курс механики, курс высшей алгебры и теории интегральных уравнений, а как исследователь занимался задачами математической физики. 

Профессор В.В. Голубев (1917- 1930 г.г. раб.) был избран заведующим кафедрой математики. В начале своей деятельности он читал многочисленные специальные курсы из области теории функций комплексного переменного, а к 30 годам перешёл на чтение курса аэродинамики плоско-параллельного потока и исследование проблем крыла самолёта. Переработанные им конспекты лекций впоследствии составили книгу «Теория крыла аэроплана в плоскопараллельном потоке», а её автор был признан одним из ведущих специалистов в области аэродинамики. 

В этой же области к тому времени начинают работать ученики В.В. Голубева: Г.П. Боев, Ф.Г. Шмидт, Н.К.Калинин, Н.А. Черномашенцев. В 1930 г. В.В. Голубев по приглашению С.А. Чаплыгина перешёл на работу в ЦАГИ. Впоследствии В.В. Голубев – член-корреспондент АН СССР, генерал-майор Военной академии им. Н.Е. Жуковского, декан механико-математического факультета МГУ. В.В. Голубев является одним из творцов теории крыла конечного размаха, весьма важной для развития авиации. Профессор Б.К. Ризенкампф возглавлял кафедру с 1934 по 1941 г. Научные исследования велись им в области теории фильтрации, важной для решения задач гидростроительства. Кроме него научную и учебную работу вели доценты Н.А. Черномашенцев, Н.К. Калинин, Д.И. Лучинин, В.С. Кузнецов, асс. С.В. Фалькович, И.Г. Чудаков. Исследования Б.К. Ризенкампфа по теории фильтрации были объединены в монографию «Гидравлика грунтовых вод», на основе которой была защищена им докторская диссертация. Важнейшими из решённых в этой работе задач явились задача фильтрации в многослойном грунте и задача о силах, действующих со стороны грунтовых вод на грунт. С. В. Фалькович обобщил решение Б.К. Ризенкампфа на случай наклонного расположения грунтов и получил решения задач о высачивании грунтовых вод на низовой откос плотины, о притоке к системе дрен, расположенных на непроницаемом основании. На основе этих работ в июне 1941 г. он защитил кандидатскую диссертацию.

Становление научной школы газодинамики
Создание лаборатории аэрогидродинамики

В 1935 г. на кафедре была основана лаборатория аэрогидродинамики. В 1936 г. И.Г. Чудаковым и С.Н. Кутиным с сотрудниками была закончена работа по созданию гидролотка и большой аэродинамической трубы.