Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх
Кафедра теории и методики музыкального образования
  • Город Саратов, улица Заулошнова А.Н., корпус 17, 1 этаж, аудитория 10
  • tmmokafedra@yandex.ru
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Визитка

Заведующий Козинская Ольга Юрьевна
Заведующий
Козинская
Ольга
Юрьевна

Направления деятельности

Учебно-методическая работа кафедры

На кафедре теории и методики музыкального образования постоянно ведется учебно-методическая работа: идет актуализация учебных планов и рабочих программ; ежегодно разрабатываются учебные и учебно-методические пособия, методические рекомендации по освоению образовательных программ. В электронной библиотеке СГУ им. Н.Г. Чернышевского размещены электронные образовательные ресурсы по каждой из дисциплин кафедры. В системе дистанционного обучения Ipsilon представлены учебные пособия по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Музыка), 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», 44.04.01 Педагогическое образование (профиль Развитие личности средствами искусства) и др.

Воспитательная работа кафедры

На кафедре придерживаются традиционных форм воспитательной работы (Классные концерты со студентами, связанные с жанром исполняемой музыки, с памятной датой, с творчеством одного из композиторов), внедряются перспективные формы взаимодействия студенческо-преподавательского сообщества Института искусств, такие как музыкально-интеллектуальные игры. Последние, в свою очередь, направлены на приобретение студентами навыков общения при совместной работе, активизация их творческого мышления и внимания, навыков самообразования и самовоспитания.  

История

М.В. Тельтевская
М.В. Тельтевская

Кафедра теории и методики музыкального образования является одной из ведущих кафедр института.

У истоков организации кафедры стояла М.В. Тельтевская. В 1959 году Министерство культуры РСФСР принимает решение открыть факультет в Саратовском педагогическом институте для подготовки учителей пения для общеобразовательных школ. В этот момент руководство Саратовской Государственной Консерватории в целях оказания организационно-методической помощи в создании музыкально-педагогического факультета направляет коллектив преподавателей кафедры хорового дирижирования Г.Я. Черноморскую,  Н.С. Владимирцеву  под руководством и.о. доцента М.В. Тельтевской.

Тельтевская М.В., обладая значительным опытом организационной деятельности, сумела в кратчайшие сроки заложить основы для дальнейшего развития нового факультета и его кафедры музыкального образования.  

Во главе кафедры в разное время стояли такие видные дирижеры, как В. Новокрещенов, Т. Сайфуллин. Много лет кафедрой руководила замечательный хормейстер, настоящий энтузиаст своего дела – Нина Ивановна Куликова, которую сменила к.п.н, доцент Галина Кузьминична Лебедева. Она способствовала открытию дополнительной специальности на факультете по дошкольному воспитанию детей, обозначила перспективы развития научного и учебно-воспитательного потенциала кафедры. В течение последующих 24 лет кафедрой руководила к.п.н., доцент Мещанова Любовь Николаевна, которая разбиралась во всех нюансах управления. Любовь Николаевна видела перспективу работы кафедры в целом и каждого члена кафедры в частности, осознавая, что ее смогут решать только высоко грамотные научные кадры. В настоящее время кафедру возглавляет к.п.н., доцент Козинская Ольга Юрьевна.

Новокрещенов В.
Куликова Н.И.
Лебедева Г.К.
Мещанова Л.Н.
Козинская О.Ю.

Особую ценность для кафедры теории и методики музыкального образования представляет проведение творческих встреч.  Координационные связи кафедры: Институт управления образованием РАО (Санкт-Петербург); Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ; Международный Центр Рерихов и др.

На кафедре активно развиваются следующие формы сотрудничества:

  • открытые встречи с педагогами образовательных учреждений в рамках всех видов практик;

  • привлечение педагогов дошкольного и дополнительного образования и учителей к участию в конференциях, оказание помощи в написании докладов и статей в кафедральный сборник «Современные технологии обучения и воспитания в художественном образовании»;

  • участие в курсах повышения квалификации учителей по линии СОИРО.

Необходимо отметить, что на кафедре организованы и плодотворно работают хоровые коллективы (смешанный хор, академический ансамбль, ансамбль народной песни «Славяне»), руководителями которых являются доцент, к.п.н., Д.Н. Васильева и доцент, к.филос.н. Е.Г. Плетухина. По традиции на кафедре ежегодно проводится Фестиваль искусств в рамках Открытого фестиваля науки и творчества «Путь в профессию», участие в котором принимают хоры образовательных учреждений из разных городов и областей различного уровня (дошкольные учреждения, школы, лицеи, гимназии, колледжи, учреждения дополнительного образования) и хоровые коллективы Института искусств.

Интересна театрально-музыкальная деятельность кафедры. Уникальным явлением в системе педагогического образования г. Саратова является создание в 1999 году на кафедре творческого объединения детских и юношеских музыкальных театров. Деятельность Малого Хорового Академического Театра предполагает использование синтеза искусств: хорового пения, дирижирования, ритмической пластики, хореографии и драматургии. Саратовский МХАТ для детей – дипломант и лауреат городских и областных конкурсов, в 2001 году – лауреат областного Фестиваля, а в 2003 году – лауреат Международного Фестиваля школьных и студенческих музыкальных театров «Музыка. Театр. Дети». 

Смешанный хор Института искусств.
Руководители: доцент Д.Н. Васильева, доцент Е.Г. Плетухина.
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Наука

Основные научные направления

Тема научно-исследовательской работы кафедры:  Модернизация профессионального вузовского образования: внедрение цифровизации, практико-ориентированных программ и системы профессиональных конкурсов в процесс профессиональной подготовки и переподготовки учителя музыки. Научно-методическое обоснование профессиональной подготовки и переподготовки учителя музыки в условиях модернизации профессионального вузовского образования  

Публикации

Монографии

1. Романова Л.С. «Методика преподавания дисциплин художественного цикла. Ч.1» – Германия, LAP LAMBERT Academic Publishing (2016, 45с.) ISBN 978-3-659-96797-9. Веб-сайт: http:// www.lap-publishing.com /

2. Васильева Д.Н. Подготовка студентов Института искусств к педагогической деятельности в образовательных интерактивных зонах / Д.Н. Васильева. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2018. – 192с.: ил. ISBN 978-5-292-04461-1

3. Козинская О.Ю. Развитие познавательной активности школьников на музыкальных занятиях (монография) LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2018. – 60 с. ISBN: 978-613-7-33294-8

4. Мещанова Л.Н., Васильева Д.Н., Плетухина Е.Г. Смысловые концепты образовательных интерактивных зон в вертикали российского художественного образования: теория и практика. – 2022 г. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48510489)

5. Козинская О.Ю., Мещанова Л.Н. Технологическое обеспечение патриотического воспитания детей и молодежи в вертикали российского образования – 2022 г.  (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48042206)

Статьи в журналах ВАК

1. Козинская О.Ю., Мещанова Л.Н. Школьный музыкальный театр в современном общеобразовательном пространстве // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1 ISSN 2070-7428; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29516

2. Козинская О.Ю., Мещанова Л.Н. Формирование гражданской идентичности студентов // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 4. – С. 189-193; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=38638

3. Козинская О.Ю. Взаимосвязь познавательной и художественной деятельности школьников подросткового возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 8 – С. 151-155 URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39283

4. Васильева Д.Н., Плетухина Е.Г. Научно-методические основы обучения подростков хоровому пению духовной музыки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 60-63.

5. Кузьмина С.В. Формирование патриотизма у подрастающего поколения в современной школьной среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21. № 2. С. 212-216.

6. Птицына М.И., Рахимбаева И.Э. Культурные практики и их роль в профессиональной подготовке студентов-музыкантов // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. С. 36.

Конференции

С 2010 года на  кафедре теории и методики музыкального образования проходит Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Художественная культура и образование в современном мире», который привлекает учащихся школ, колледжей, студентов вузов со всей России.

В рамках Открытого фестиваля науки и творчества «Путь в профессию» кафедра организует Студенческий конкурс научно-исследовательских работ «Урок музыки: вчера, сегодня, завтра». Организация конкурса осуществляется в контексте реализации мероприятий программы развития СГУ «Приоритет 2030» и кафедрального проекта «Наука и творчество в рамках СНО». В конкурсе принимают участие бакалавры и магистры очной и заочной форм обучения направления 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.04.01 «Педагогическое образование» Института искусств СГУ им. Н.Г. Чернышевского. На конкурс предоставляются индивидуальные или коллективные (не более 2-х авторов) законченные научные статьи студентов, выполненные под руководством научного руководителя, которые публикуются в кафедральном сборнике научных и методических трудов «Современные технологии обучения и воспитания в художественном образовании» (РИНЦ).

Ежегодный Конкурс на лучшую курсовую работу по музыкальному образованию. Организация конкурса осуществляется кафедрой теории и методики музыкального образования в рамках Творческой лаборатории педагогических и исполнительских идей «Интеграция науки и практики в условиях модернизации художественного образования».

Основные цели конкурса:

  • развитие у учащейся молодежи интереса к научному творчеству, творческого мышления и самостоятельности при решении научно-педагогических задач;

  • формирования у учащейся молодежи положительного отношения к педагогической профессии;

  • подготовки из числа наиболее способных студентов научно-педагогических и научных кадров;

  • вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность.

На протяжение многих лет на кафедре в рамках Открытого фестиваля науки и творчества «Путь в профессию» организуется Фестиваль искусств, целью которого является пропаганда отечественной культуры, сохранение и приумножение ее ценностей. Участниками фестиваля являются хоровые и театральные коллективы ДМШ, ДШИ, средних (общеобразовательных и профессиональных) и высших учебных заведений города, региона, России.