Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

СПЕЦСЕМИНАР 
О.И. Дмитриевой

«Слово в языке и слово в тексте: научный и методический аспекты»


Исследовательская направленность спецсеминара:

Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ формируется в соответствии с разработкой проблем лингвистического анализа текста, работы с текстом как основной дидактической единицей обучения русскому языку в школе, исследования роли отдельных языковых единиц в структуре текста, изучения исторических изменений в языке, проблем структурирования и изучения речеведческих разделов в практике школьного преподавания русского языка. Формы работы: дискуссии, обсуждение студенческих и аспирантских докладов, защита курсовых работ, библиографические тематические обзоры. 

Примерные темы:

Влияние интернет-коммуникации на речевую деятельностьшкольников
Проблема лингво-композиционного анализа художественного текста в школе (на материале отдельных произведений)
Работа с текстом при обучении речетворческой деятельности в средних классах школы
Словообразование как выразительный ресурс художественной речи (на материале произведений отдельных авторов)
Формирование навыков устной речетворческой деятельности учащихся основной общеобразовательной школы.
Трудные вопросы русского словообразования и организация работы по изучению словообразования в школе
Методы и формы организации работы с текстом на уроках русского языка.

 

СПЕЦСЕМИНАР 
Л.В. Зиминой

«Актуальные вопросы методики литературы в школе»


Исследовательская направленность спецсеминара:

В семинаре постигаются особенности организации научно-исследовательской и научно-методической работы будущего учителя-словесника, осуществляется знакомство с литературой по организации научного труда, с особенностями построения научного текста. Апробируются различные формы научной работы: доклад, сообщение, реферат, статья, курсовая. Для этого студенты обучаются осуществлять библиографический поиск, учатся работать с каталогами, электронными каталогами, библиографическими изданиями, а также способам изложения в научном тексте, составлению плана к тексту, осуществлению цитирования, написанию аннотаций, обзора научной литературы, выстраиванию и редактированию собственного текста. Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ формируется в соответствии с разработкой проблем освоения учащимися художественного текста на школьном уроке литературы.

Примерные темы:

Новые педагогические технологии (игровые, исследовательские, проектные и т.д.) в школьном изучении литературы
Творчество современных писателей на школьных уроках литературы
Методика изучения творчества русских писателей (XIX – XXI вв.) в современной школе
Роль кинематографа, музыки, живописи и театрального искусства в ходе школьного изучения литературы
Специфика изучения в средней и старшей школе лирических, драматических и эпических произведений
Актуальность методических идей Г. Гуковского, М. Рыбниковой, Б. Эйхенбаума в современном обучении литературе в школе
Медийные средства обучения как важнейший инструментарий учителя-словесника

 

СПЕЦСЕМИНАР
 С.А. Семеновской

 «Актуальные вопросы методики обучения русскому языку в школе»

Исследовательская направленность спецсеминара:

Тематика курсовых и дипломных работ формируется в связи с разработкой методической проблематики в области преподавания русского языка в российских школах, часто в связи с анализом специфики его преподавания в туркменских школах. Актуальность такой проблематики определяется тем, что большинство участников семинара – иностранные студенты. В семинаре постигаются особенности организации научно-исследовательской и научно-методической работы, осуществляется знакомство с литературой по организации научного труда, с особенностями построения научного текста: студенты учатся работать с библиографическими базами, составлению плана к тексту, правилам цитирования, написанию аннотаций, обзора научной литературы, выстраиванию и редактированию собственного текста. Формы работы: аннотирование и реферирование, обсуждение студенческих докладов, защита курсовых работ, подготовка библиографических тематических обзоров, структурирование курсовых работ и ВКР.                     

Примерные темы:

Словообразование и орфография: выработка у обучающихся навыков грамотного письма через словообразовательный анализ слов
Основные проблемы изучения морфемики, словообразования, лексики в основной школе
Проблемы составления и апробации педагогического теста по русскому языку
Концептуальные, содержательно-композиционные, критериально-оценочные особенности итоговой аттестации по русскому языку
Особенности работы со словарями при изучении лексики в русской и туркменской школе.