Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх

В СГУ на XI Неделе педагогического образования состоялась традиционная олимпиада по педагогике «Школа навсегда». Свои знания в области педагогики 27 марта в XII корпусе демонстрировали команды студентов бакалавриата и магистранты, которые соревновались в личном первенстве.

Олимпиада началась в фойе актового зала с оценивания жюри домашнего задания «Сказки нового века». Командам предлагалось  придумать сказку о школе и оформить её в виде комикса, нарисованного на листе ватмана. Студенты отразили в творческих работах специфику своих факультетов и институтов. Например, биологический факультет подготовил работу «Один в улье» – комикс о пчеле, которая проспала учёбу и из-за этого не смогла решить простые задачи.

В актовом зале  участников и гостей приветствовали доцент кафедры педагогики Н.Ю. Курчатова и председатель студсовета факультета психологии Мария Солонина. С приветственным словом перед участниками выступила заведующая кафедрой педагогики Е.И. Балакирева: «Сегодня вы будете выполнять задания, к которым так долго готовились. Самый главный критерий успеха – это слаженная командная работа, которую мы ждём от вас. Пусть сегодня и у бакалавров, и у магистрантов будет ощущение счастья. Пусть Олимпиада будет радостным событием, наполненным творческими открытиями  для каждого из вас».

Ведущие объявили открытым творческое состязание и представили жюри под руководством заведующей кафедрой информационных систем и технологий в обучении СГУ Н.А. Александровой. В олимпиаде приняли участие команды студентов баклавариата  9 учебных подразделений Саратовского университета. Для знакомства бакалавры представили зрителям названия и речёвки своих команд, на их придумывание была отведена всего одна минута. Например, «Наставники» Балашовского института СГУ презентовали кредо «Формируем лидеров завтрашнего дня сегодня».

Ещё одним домашним заданием стало представление команд на тему «Имидж педагога – это всё!». Необходимо было рассказать о том, каким ребята видят педагога и его имидж сегодня и обосновать выбор черт и особенностей стиля современного учителя, а для этого участники должны показать, что этими же чертами обладают известные педагоги. В актовом зале XII корпуса прозвучали высказывания Сократа, Марии Монтессори, С.Т. Шацкого, Я.А. Коменского, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского и многих других.

На третьем этапе олимпиады командам предложили пройти блиц-опрос «Нас тестами не запугать». Участникам раздали листы с задачами, в которых были вопросы основ педагогики, теории обучения и воспитания. Максимальный балл в этом конкурсе получили команды механико-математического факультета, факультета ППиСО, ФИЯиЛ и ИФиЖ.

Затем за 10 минут командам нужно было подготовить выступление об одной из признанных в истории и современности школ. Так, студенты Института химии в формате театральной сценки рассказали о коммуне А.С. Макаренко, а команда факультета ППиСО представила принцип самоуправления в работе Януша Корчака.

Заключительным испытанием для бакалавров стала подготовка творческого номера «Сам себе режиссёр». Команды выбрали песни о школе и за 20 минут продумали выступление в формате клипа. Студенты ИИиМО порадовали зрителей дружным танцем под композицию «Учиться надо весело», а песню «Наташка-первоклашка» выбрала для своего выхода на сцену команда Института физики.

Магистрантов на олимпиаде представили студентки ИФиЖ Маргарита Архипова и Софья Булыгина, студентка факультета ППиСО Софья Романова. Для них конкурс организовали в формате индивидуального и группового треков. Сначала прошла разминка: студенткам предложили в коротком спиче прокомментировать альтернативные высказывания учёных о педагогике. Софья Романова, чтобы аргументировать цитату о гуманизме, рассказала историю об опозданиях. Студентка доказала, что важно не ругать детей, а любить их и делать так, чтобы они сами захотели приходить вовремя. Маргариту Архипову заинтересовало высказывание о страшной силе педагогики. Участница привела пример из художественной литературы: принципы давления со стороны директора школы хорошо демонстрируются в произведении В.Г. Распутина «Уроки французского».

На следующем этапе магистрантам нужно было ответить на вопрос о способах мотивации обучающихся на разных этапах образования. Участницы при выступлении опирались на научные идеи, теории и концепции отечественной и зарубежной педагогики, а также на собственный жизненный опыт.

Заключительным заданием стала подготовка группового трека. Магистрантки составили общую презентацию, в которой отразили главные идеи индивидуальных выступлений. Их наставник, доцент кафедры педагогики Е.Г. Евдокимова, оценила работу участниц: «Посмотрите, какая высокая стрессоустойчивость у этих девушек! Они смогли за короткое время сплотиться в единую команду. Я надеюсь, это им поможет в профессиональной жизни».

Во время короткого перерыва перед зрителями выступили активисты факультета психологии со стихами, прозой и танцами. После итогового совещания на сцену вышли члены жюри. Слово предоставили Н.А. Александровой: «Олимпиада в рамках “Недели педобразования” проводится в одиннадцатый раз. Вы настолько талантливые, креативные, творческие, что нам было сложно оценивать. Сегодня победили все: все набрались опыта и вдохновились!».

Заведующая кафедрой педагогики Е.И. Балакирева поблагодарила членов жюри за экспертизу конкурса и вручила благодарственные письма от ректора СГУ А.Н. Чумаченко всем членам комиссии.

Лидерами среди команд бакалавров стали:

1 место – Институт химии;

2 место – биологический факультет;

3 место – Институт филологии и журналистики.

Члены жюри поблагодарили руководителей команд-участников олимпиады, а также всех, кто помогал в проведении мероприятия. Организатором конкурса «Школа навсегда» традиционно выступила кафедра педагогики факультета психологии.

Фестиваль «Неделя педагогического образования» организован при поддержке стратегического проекта Саратовского университета «Учитель в образовательной парадигме» программы «Приоритет 2030».

Для справки:

Оценивали работы студентов опытные педагоги. В жюри вошли: заместитель директора по ИКТ Лицея-интерната 64 Д.Н. Дерюгин; методист отдела сопровождения управленческих кадров, проектной и инновационной деятельности Центра развития образования М.А. Храмова; директор Дворца творчества детей и молодёжи имени О.П. Табакова Н.А. Муковозов; заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы ФТЛ №1 Е.В. Златогорская; учитель географии СОШ им. Ю.А. Гагарина С.А. Карасёв. Возглавила жюри заведующая кафедрой информационных систем и технологий в обучении СГУ Н.А. Александрова.