Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх
Кафедра педагогической психологии и психодиагностики
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Визитка

Заведующий Григорьева Марина Владимировна
Заведующий
Григорьева
Марина
Владимировна

Направления деятельности

Учебная работа

Обеспечивается подготовка по направлениям подготовки: «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование».    Продолжается разработка методического обеспечения преподаваемых дисциплин бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование».

Обеспечивается своевременное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

Осуществляется взаимодействие в образовательном процессе по направлениям (специальностям) подготовки с лабораторией экопсихологии развития и психодидактики Психологического института РАО.

Кафедра педагогической психологии и психодиагностики является выпускающей кафедрой по трем уровням высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура.

Бакалавриат

44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика».

Магистратура

44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Педагогическая психология».

44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль "Социальная педагогика".

Аспирантура

37.06.01 Психологические науки "Педагогическая психология".

Студенты принимают участие в научных исследованиях, выступают конференциях на различного уровня, публикуют научные статьи в сборниках, рецензируемых журналах и других изданиях. Неоднократно студенты принимали участие и занимали призовые места во всероссийских студенческих олимпиадах по педагогике и психологии.

Международные связи (формы сотрудничества)

Совместно с ЗКГУ (Казахстан, Уральск) разработана и реализуется интегрированная образовательная программа по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» профиля «Социальная педагогика».

История

Кафедра педагогической психологии и психодиагностики образовалась в 2013 году на базе кафедры психологии образования. По инициативе декана факультета психолого-педагогического и специального образования Р.М.Шамионова в целях развития психолого-педагогического образования в СГУ кафедра психологии образования была поделена на кафедры педагогической психологии и психодиагностики (зав. кафедрой доктор психологических наук, профессор М.В.Григорьева) и социальной психологии образования и развития (зав. кафедрой зав. кафедрой доктор психологических наук, профессор Р.М.Шамионов).

Основное направление деятельности кафедры – подготовка широко образованных психологов образования и социальных педагогов. Кафедра является выпускающей по направлению психолого-педагогическому образования, профилям бакалавриата «Психология и социальная педагогика», магистратуры «Социальная педагогика». Осуществляется подготовка аспирантов по Психологическим наукам направленности Педагогическая психология.

Сотрудники кафедры стараются сохранять и развивать лучшие традиции саратовской психологической школы, основоположником которой является доктор психологических наук И.В. Страхов.

Профессор И.В. Страхов
Советский психолог, доктор психологических наук, профессор И.В. Страхов – основатель кафедры психологии Саратовского государственного педагогического института имени К.А. Федина.

Основой образовательной деятельности сотрудников кафедры являются новейшие разработки в области психологии и педагогики, собственный опыт практической деятельности, стремление сформировать у студентов не только профессиональные знания, но и профессиональные компетенции и личностное отношение к своей деятельности.

Профессора Григорьева М.В. и Страхов В.И.
Профессора Григорьева М.В. и Страхов В.И. на открытом заседании, посвященном 110-летию доктора психологических наук, профессора Ивана Владимировича Страхова.

Научная деятельность сотрудников кафедры осуществляется по следующим направлениям: психологическая адаптация и социализация детей и подростков в общественных организациях и организациях образования; коллективное внимание; психология педагогической деятельности; профилактика профессиональных деструкций у педагогов и др. Научные проекты сотрудников неоднократно поддерживались грантообразующими фондами РГНФ, РФФИ, а также Министерством образования и науки РФ. Результаты своей научной деятельности сотрудники кафедры систематически докладывают на международных и российских научных конференциях, публикуют в ведущих рецензируемых журналах, представленных в РИНЦ, Web of Science, SCOPUS  и др. Многие преподаватели стажировались в Европейских университетах.

Доклад по результатам промежуточного отчета по гранту РНФ
Доклад по результатам промежуточного отчета по гранту РНФ, 2021 год. Профессор Григорьева М.В., доцент Шаров А.А., аспирант Заграничный А.И.

На базе кафедры функционирует Центр психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса «Диалог» (директор к.п.н., доцент Т.В. Хуторянская).  

Под руководством преподавателей кафедры студенты активно участвуют в научных и профессиональных конкурсах, олимпиадах, проектах. Неоднократно студенты являлись победителями конкурсов Оксфордского стипендиального фонда и гранта Стипендии Президента РФ.

В настоящее время на кафедре педагогической психологии и психодиагностики работают высококвалифицированные сотрудники: кандидат педагогических наук, доцент Л.Е.Тарасова, кандидат педагогических наук, доцент Т.Н.Черняева, кандидат психологических наук, О.Н. Локаткова, кандидат педагогических наук, доцент Т.В.Хуторянская, кандидат психологических наук, доцент М.С.Ткачева, кандидат психологических наук И.В.Малышев, кандидат социологических наук, доцент Е.В. Куприянчук, кандидат психологических наук Н.М.Голубева, кандидат психологических наук Шаров А.А.

Коллектив кафедры 2022 год
Коллектив кафедры 2022 год: Доценты А.А. Шаров, Т.Н. Черняева, Т.В. Хуторянская, Н.М. Голубева, Е.В. Куприянчук. В нижнем ряду – доценты О.Н. Локаткова, М.С Ткачева, профессор М.В. Григорьева, доцент И.В. Малышев, документовед М.М. Улитина
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Наука

Основные научные направления

Сотрудники кафедры педагогической психологии и психодиагностики ведут активную научно-исследовательскую деятельность.

Все сотрудники кафедры участвуют в научно-исследовательской работе в рамках НИУ СГУ по теме «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности: системно-диахронический подход». НИР заявлена в рамках основного направления научных исследований ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательсский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского». Ведущие ученые НИР – д.пс.н., проф. М.В.Григорьева, д.пс.н., проф. Р.М.Шамионов. Основными результатами НИР по данной проблематики явилась концепция социализации и психологической адаптации как нелинейных и диахроничных процессов, связанных с постоянным установлением равновесия в системе требований социальной среды и внутренними возможностями личности.

НИР, финансируемые по грантам:

  • «Дискриминационные установки личности в современном обществе и условия их преодоления» (грант Российского фонда фундаментальных исследований № 18-013-00094 A). Рук. - д.пс.н., проф. Р.М. Шамионов. Исполнители - д.пс.н., проф. М.В. Григорьева, к.п.н., доц. Тарасова Л.Е. 2018-2020 гг.

  • «Психологические механизмы и факторы социальной активности молодежи» (грант РНФ № 18-18-00298). Рук. - д.пс.н., проф. Р.М. Шамионов. Исполнители - д.пс.н., проф. М.В. Григорьева, к.пс.н., доц. Шаров А.А., аспирант Заграничный А.И.. 2018-2020; 2020-2022 гг.

Каждый из сотрудников кафедры работает над интересующей его проблемой, связанной с социализацией и психологической адаптацией личности.

  • Н.М.Голубева – рефлексия как механизм психологической адаптации.

  • М.В.Григорьева – психологическая адаптация личности в образовательной среде школы и организации высшего образования.

  • Е.В. Куприянчук - психологические аспекты девиантного поведения.

  • О.Н. Локаткова – психологическая адаптация в образовательной среде.

  • И.В.Малышев – стрессоустойчивость личности и ее адаптационные возможности в различных социально-психологических условиях.

  • Л.Е.Тарасова – психология педагогической деятельности.

  • М.С.Ткачева – помехоустойчивость личности.

  • Т.В.Хуторянская – психология взаимодействия семьи и школы.

  • Т.Н.Черняева – социализация детей и подростков в условиях дополнительного образования.

  • А.А. Шаров - социальная активность личности в виртуальной среде.

За последние пять лет сотрудниками кафедры опубликовано более 150 научных работ, среди которых статьи в журналах и изданиях, представленных в РИНЦ, Web of Science, SCOPUS и др. базах цитирования. На страницах каждого сотрудника кафедры содержится информация о названиях научных работ и активные ссылки, перейдя по которым можно ознакомиться с содержанием этих работ. Результаты научно-исследовательской работы находят применение в новых курсах и дисциплинах, разрабатываемых преподавателями.

М.В.Григорьевой осуществляется руководство аспирантами и соискателями. Успешно защищены 6 диссертаций по психологическим наукам (руководитель – д.пс.н., профессор М.В.Григорьева).

Научные связи со школой

Сотрудничество в сфере образования с целью повышения профессионального уровня и усиления практической направленности образовательного процесса с «СОШ № 59 с углубленным изучение предметов» Заводского района г. Саратова.

Публикации