Направления деятельности
Учебная работа
В Институте филологии и журналистики выстроена система получения фундаментального гуманитарного образования в сочетании с обширным комплексом специальных дисциплин, необходимых для работы в различных сферах (образование и наука; средства массовой информации, издательская деятельность; административные учреждения и представительные органы власти, учреждения культуры, экскурсионная деятельность; создание и редактирование информационных ресурсов). Учебные дисциплины преподаются в форме лекций, семинаров, практических занятий, коллоквиумов, деловых игр; студенты создают практико-ориентированные индивидуальные и групповые проекты. Особое внимание уделяется включению бакалавров и магистрантов в систему специальных исследовательских семинаров, работая в которых, студент занимается изучением актуальных проблем филологии и журналистики на материале различных художественных, медийных, разговорных текстов, создает самостоятельный научно-исследовательский труд – выпускную квалификационную работу.
Обучение в Институте филологии и журналистики осуществляется по следующим направлениям подготовки:
БАКАЛАВРИАТ
45.03.01 Филология
профиль Отечественная филология (Русский язык и литература) – очная и заочная форма обучения
профиль Зарубежная филология (Английский и немецкий / французский языки; Немецкий и английский языки) – очная форма обучения
45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика – очная форма обучения
42.03.02 Журналистика – очная и заочная форма обучения
МАГИСТРАТУРА
45.04.01 Филология
профиль Русская словесность и журналистика – очная форма обучения
профиль Теория языка и современные лингвистические технологии – очная форма обучения
профиль Русский язык как родной и иностранный – очная форма обучения
профиль Современные европейские языки и перевод – очная форма обучения
42.04.02 Журналистика
профиль Системы управления средствами массовой информации и коммуникации – очная форма обучения
44.04.01 Педагогическое образование
профиль Учитель-ученик-урок в школьной практике словесника – очная форма обучения
АСПИРАНТУРА
специальность 5.9.1 Русская литература и литературы народов Российской Федерации
специальность 5.9.5 Русский язык. Языки народов России
специальность 5.9.8 Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика
Научная работа
Направления научных исследований Института филологии и журналистики охватывают актуальные и вечные проблемы филологии: историю и теорию литературы и литературной критики, историю и современное бытование медиакритики, теорию, историю и современное состояние русского языка, тенденции и закономерности функционирования медиапространства. По направлениям научных исследований сотрудники, студенты и аспиранты института ежегодно публикуют сотни научных статей, авторские и коллективные монографии, принимают участие в сотнях конференций, выигрывают гранты. Учёные ИФиЖ сотрудничают с ведущими научными и культурными учреждениями: Институт лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург), Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского, Государственный музей К.А. Федина, Фонд русского зарубежья им. А. Солженицына, Ассоциация русистов Словакии.
В институте действует аспирантура по трём специальностям: 5.9.1 «Русская литература и литературы народов Российской Федерации», 5.9.5 «Русский язык. Языки народов России», 5.9.8 «Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика»
Научная работа студентов и аспирантов осуществляется в спецсеминарах, посвящённых разработке научных направлений института. В ИФиЖ действуют Научное студенческое общество при поддержке Совета молодых учёных, научные кружки под руководством преподавателей.
Сотрудники Института принимают участие в работе редколлегий российских и зарубежных научных журналов, готовят к печати авторитетные периодические и продолжающиеся научные издания, в которых публикуют свои труды учёные, студенты и аспиранты России и мира.
Действует диссертационный совет 24.2.392.12 (по филол. наукам).
Институт ежегодно проводит международные, всероссийские и региональные конференции, в которых принимают участие преподаватели и учащиеся вузов разных регионов и стран, среди них регулярные:
-
Международная научно-практическая конференция «Скафтымовские чтения»
-
Международные научные чтения «Н.Г. Чернышевский и его эпоха»
-
Международный научный семинар «Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка»
-
Всероссийская конференция молодых учёных «Филология и журналистика в XXI веке»
-
Всероссийская конференция «Интерпретация культурных кодов (Пирровы чтения)»
-
Всероссийская научно-практическая конференция «Личность – язык – культура»
-
Всероссийская научная конференция «Междисциплинарные связи при изучении литературы»
-
Круглый стол «А.И. Солженицын и русская культура»
-
Региональная научно-методическая конференция «Проблемы современного школьного филологического образования»
-
Студенческая научно-практическая конференция «Когнитивные и социокультурные аспекты изучения языка»
-
Научно-практическая конференция юных лингвистов «Язык глазами школьников»
Воспитательная работа
Воспитательная работа ИФиЖ ведется директором, ответственным за воспитательную работу, кураторами, преподавателями института. Основные направления включают:
-
Координацию работы направлений студенческого совета института, помощь в проведении встреч, собраний, тематических мероприятий.
-
Проведение собраний с тьюторами Института, активное включение их в работу со студентами ИФиЖ, привлечение тьюторов к выполнению организационной и патронажной работы в студенческих группах путем наделения их полномочиями по проведению встреч, тренингов и тьюторских часов.
-
Проведение собраний кураторов и активизация их работы со студентами вверенных групп, подключение ресурсов кураторского корпуса для проведения институтских и общеуниверситетских массовых мероприятий.
-
Составление плана работы основных направлений студенческого совета, контроль и помощь в его исполнении.
-
Работа с культмассовым направлением совета студентов и аспирантов. Мотивация студентов к участию в смотрах-конкурсах и концертах, организуемых университетом.
-
Работа над проведением самостоятельно организованных концертов и «веселых переменок».
-
Разработка тем и контроль за проведением кураторских и тьюторских часов, ориентированных на морально-нравственное и патриотическое воспитание студентов Института (в том числе специальные встречи, рассказывающие о вреде курения, профилактике немедицнского употребления наркотических средств, противодействии идеологии терроризма и экстремизма и т.п.)
-
Обсуждение со студентами работ и проектов для участия в международных и всероссийских конкурсах и фестивалях.
Социальная работа
В Институте филологии и журналистики осуществляется разносторонняя социальная поддержка студентов, бакалавров и магистров.
-
Выплата государственной социальной помощи и материальной помощи студентам-бюджетникам, относящимся к категориям нуждающихся в социальной поддержке; это назначение на государственную академическую стипендию за особые достижения; это выдвижение на именные стипендии.
-
Расселение нуждающихся иногородних студентов очной и заочной формы обучения, обучающихся на бюджете и по договору, в общежитиях СГУ.
-
Психологическая помощь студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, постоянный контроль за состоянием здоровья студентов и проверка учебных помещений на соответствие санитарным нормам.
-
Сопровождение и помощь в адаптации на протяжении всего времени обучения в СГУ не только студентов-сирот и оставшихся без попечения родителей, студентов с ОВЗ и инвалидностью, но и всех студентов-первокурсников, граждан РФ и иностранцев, только начинающих обучение в СГУ.
-
Работа с семейными студентами и студентами, имеющими детей.
-
Ведется активная профориентационная работа, поддерживаются связи с потенциальными работодателями, постоянно функционирует система оповещения студентов выпускного курса об актуальных вакансиях, обновляются сведения о трудоустройстве выпускников ИФиЖ.
Руководство ИФиЖ поддерживает инициативы студенческого совета ИФиЖ СГУ, направленные на реализацию социальных проектов в СГУ и за его пределами. В круг социально значимых мероприятий ИФиЖ также входят организация открытых лекций по противодействию коррупции, терроризму и экстремизму, по профилактике работы в интернете и, особенно, в социальных сетях.
Студенты ИФиЖ принимают участие в многочисленных мероприятиях института, университета, города и области. Входят в состав студенческих редакций журнала «СГУщёнка» и телепроекта «Мне нравится», становятся победителями всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Активно проявляют себя в спортивной и культурно-массовой работе. На протяжении многих лет студенты – призёры и обладатели Гран-при смотра-конкурса университетская «Студенческая весна», «Дебют» (для первокурсников), «Студент года».
Структура
- Кафедра русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного
- Кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики
- Кафедра русской и зарубежной литературы
- Кафедра общего литературоведения и журналистики
- Кафедра романо-германской филологии и переводоведения
- Учебный телецентр ИФиЖ СГУ
- Центр изучения народно-речевой культуры имени профессора Л.И. Баранниковой
- Учебная лаборатория «Кабинет фольклора имени профессора Т.М.Акимовой»
- Учебно-научная лаборатория прикладной лингвистики
- Совет студентов и аспирантов ИФиЖ
- Школа журналистики
- Школа юного переводчика СГУ
- Клуб абитуриентов ИФиЖ
- Конкурс для старшеклассников Саратовской области и других регионов России «Власть слова»
- Заочное отделение
Руководство и сотрудники
- Борисова Людмила Сергеевна
- Прозоров Валерий Владимирович
- Бибина Ирина Владимировна
- Каменская Юлия Валерьевна
- Алтынбаева Гульнара Монеровна
- Павленко Роман Игоревич
- Грачева Наталия Викторовна
- Григорьева Арина Михайловна
- Дорофеева Юлия Геннадьевна
- Ирмашева Регина Утешевна
- Калинина Тамара Викторовна
- Макарова Анастасия Алексеевна
- Незнаева Ольга Сергеевна
- Пахомова Александра Ивановна
- Сягина Елизавета Игоревна
Документы
История
Истоки Института восходят к сентябрю 1917 года, когда в Саратовском университете был открыт историко-филологический факультет – первая гуманитарная образовательная структура на огромной территории юго-востока Европейской России. Первым деканом факультета стал выдающийся философ С. Л. Франк.
Становление саратовской университетской филологии связано с деятельностью известных учёных: литературоведов В.М. Жирмунского, Н.К. Пиксанова, лингвиста М.Р. Фасмера. 1920-40-е годы — время формирования Саратовской филологической школы, создателем которой по праву считается выдающийся филолог профессор А.П. Скафтымов, чьи труды по истории и теории литературы вошли в классический фонд русской научной мысли ХХ в. Позднее известность Саратовской филологической школе принесла научно-образовательная работа Ю.Г. Оксмана, Е.И. Покусаева, А.М. Лукьяненко, Т.М. Акимовой, Л.И. Баранниковой, Р.А. Резник, М.Н. Бобровой, Т.И. Усакиной, А.А. Жук, П.А. Бугаенко, Г.Г. Полищук, В.К. Архангельской, Г.Н. Антоновой, И.В. Чуприны, А.А. Дерюгина, Я.И. Явчуновского, И.Н. Горелова, М.Б. Борисовой, Е.П. Никитиной, В. Е. Гольдина, Е. А. Петровой и многих других педагогов, память о которых благодарно хранит Институт.
Плодотворное и разностороннее развитие учебно-исследовательского филологического, педагогического и журналистского потенциала Института в новое и новейшее время впрямую связано с научно-педагогическими инициативами профессоров О.Б. Сиротининой, В.В. Прозорова, Е.Г. Елиной, И.Ю. Иванюшиной, И.В. Кабановой, М.А. Кормилицыной, Ю.Н. Борисова, О.Ю. Крючковой, Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева, А.И. Ванюкова, Л.Е. Герасимовой, О. И. Дмитриевой, Е. Ю. Викторовой и других преподавателей.
В разные годы деканами филфака СГУ были И.С. Каменоградский, В.М. Черников, Е.И. Покусаев. С 1955 года по 1981 год декан – доцент С. А. Бах, талантливый педагог-языковед, замечательный организатор учебно-воспитательного процесса на факультете, мудрый, требовательный и душевно щедрый наставник многих поколений студентов-филологов.
С 1982 года по 2010 год нашу научно-образовательную структуру возглавлял профессор В.В. Прозоров, в настоящее время научный руководитель ИФиЖ. С 2010 года директором Института стала Л.С. Борисова.
В связи с открытием новых специальностей, с появлением новых научно-образовательных интересов и направлений филологический факультет в 2004 году переименован в факультет филологии и журналистики, а в 2008 году реорганизован в Институт филологии и журналистики СГУ.
Аудиторный фонд
Учебные лаборатории
Мультимедийные лекционные аудитории
Компьютерные классы
Лингафонные кабинеты
Лекционные аудитории