Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
Институт филологии и журналистики
ИФиЖ – ведущий в регионе центр, реализующий образовательные программы в сфере журналистики, филологии, лингвистики, педагогики. Ведёт свою историю с 1917 года.

Визитка

Директор Борисова Людмила Сергеевна
Директор
Борисова
Людмила
Сергеевна
Важные контакты
#
Новости подразделения

Направления деятельности

Учебная работа

В Институте филологии и журналистики выстроена система получения фундаментального гуманитарного образования в сочетании с обширным комплексом специальных дисциплин, необходимых для работы в различных сферах (образование и наука; средства массовой информации, издательская деятельность; административные учреждения и представительные органы власти, учреждения культуры, экскурсионная деятельность; создание и редактирование информационных ресурсов). Учебные дисциплины преподаются в форме лекций, семинаров, практических занятий, коллоквиумов, деловых игр; студенты создают практико-ориентированные индивидуальные и групповые проекты. Особое внимание уделяется включению бакалавров и магистрантов в систему специальных исследовательских семинаров, работая в которых, студент занимается изучением актуальных проблем филологии и журналистики на материале различных художественных, медийных, разговорных текстов, создает самостоятельный научно-исследовательский труд – выпускную квалификационную работу.

Обучение в Институте филологии и журналистики осуществляется по следующим направлениям подготовки:

 

БАКАЛАВРИАТ 

45.03.01 Филология
профиль Отечественная филология (Русский язык и литература) – очная и заочная форма обучения
профиль Зарубежная филология (Английский и немецкий / французский языки; Немецкий и английский языки) – очная форма обучения

45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика – очная форма обучения

42.03.02 Журналистика – очная и заочная форма обучения

 

МАГИСТРАТУРА

45.04.01 Филология
профиль Русская словесность и журналистика – очная форма обучения
профиль Теория языка и современные лингвистические технологии – очная форма обучения
профиль Русский язык как родной и иностранный – очная форма обучения
профиль Современные европейские языки и перевод – очная форма обучения

42.04.02 Журналистика
профиль Системы управления средствами массовой информации и коммуникации – очная форма обучения

44.04.01 Педагогическое образование
профиль Учитель-ученик-урок в школьной практике словесника – очная форма обучения

 

АСПИРАНТУРА

специальность 5.9.1 Русская литература и литературы народов Российской Федерации
специальность 5.9.5 Русский язык. Языки народов России
специальность 5.9.8 Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика

Научная работа

Направления научных исследований Института филологии и журналистики охватывают актуальные и вечные проблемы филологии: историю и теорию литературы и литературной критики, историю и современное бытование медиакритики, теорию, историю и современное состояние русского языка, тенденции и закономерности функционирования медиапространства. По направлениям научных исследований сотрудники, студенты и аспиранты института ежегодно публикуют сотни научных статей, авторские и коллективные монографии, принимают участие в сотнях конференций, выигрывают гранты. Учёные ИФиЖ сотрудничают с ведущими научными и культурными учреждениями: Институт лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург), Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского, Государственный музей К.А. Федина, Фонд русского зарубежья им. А. Солженицына, Ассоциация русистов Словакии.

В институте действует аспирантура по трём специальностям: 5.9.1 «Русская литература и литературы народов Российской Федерации», 5.9.5 «Русский язык. Языки народов России», 5.9.8 «Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика»

Научная работа студентов и аспирантов осуществляется в спецсеминарах, посвящённых разработке научных направлений института. В ИФиЖ действуют Научное студенческое общество при поддержке Совета молодых учёных, научные кружки под руководством преподавателей.

Сотрудники Института принимают участие в работе редколлегий российских и зарубежных научных журналов, готовят к печати авторитетные периодические и продолжающиеся научные издания, в которых публикуют свои труды учёные, студенты и аспиранты России и мира.

Действует диссертационный совет 24.2.392.12 (по филол. наукам). 

Институт ежегодно проводит международные, всероссийские и региональные конференции, в которых принимают участие преподаватели и учащиеся вузов разных регионов и стран, среди них регулярные:

  • Международная научно-практическая конференция «Скафтымовские чтения»

  • Международные научные чтения «Н.Г. Чернышевский и его эпоха»

  • Международный научный семинар «Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка»

  • Всероссийская конференция молодых учёных «Филология и журналистика в XXI веке»

  • Всероссийская конференция «Интерпретация культурных кодов (Пирровы чтения)»

  • Всероссийская научно-практическая конференция «Личность – язык – культура»

  • Всероссийская научная конференция «Междисциплинарные связи при изучении литературы»

  • Круглый стол «А.И. Солженицын и русская культура»

  • Региональная научно-методическая конференция «Проблемы современного школьного филологического образования»

  • Студенческая научно-практическая конференция «Когнитивные и социокультурные аспекты изучения языка»

  • Научно-практическая конференция юных лингвистов «Язык глазами школьников»

     

Воспитательная работа

Воспитательная работа ИФиЖ ведется директором, ответственным за воспитательную работу, кураторами, преподавателями института. Основные направления включают: 

 

  • Координацию работы направлений студенческого совета института, помощь в проведении встреч, собраний, тематических мероприятий.

  • Проведение собраний с тьюторами Института, активное включение их в работу со студентами ИФиЖ, привлечение тьюторов к выполнению организационной и патронажной работы в студенческих группах путем наделения их полномочиями по проведению встреч, тренингов и тьюторских часов. 

  • Проведение собраний кураторов и активизация их работы со студентами вверенных групп, подключение ресурсов кураторского корпуса для проведения институтских и общеуниверситетских массовых мероприятий.

  • Составление плана работы основных направлений студенческого совета, контроль и помощь в его исполнении. 

  • Работа с культмассовым направлением совета студентов и аспирантов. Мотивация студентов к участию в смотрах-конкурсах и концертах, организуемых университетом.

  • Работа над проведением самостоятельно организованных концертов и «веселых переменок».

  • Разработка тем и контроль за проведением кураторских и тьюторских часов, ориентированных на морально-нравственное и патриотическое воспитание студентов Института (в том числе специальные встречи, рассказывающие о вреде курения, профилактике немедицнского употребления наркотических средств, противодействии идеологии терроризма и экстремизма и т.п.)

  • Обсуждение со студентами работ и проектов для участия в международных и всероссийских конкурсах и фестивалях. 

     

Социальная работа

В Институте филологии и журналистики осуществляется разносторонняя социальная поддержка студентов, бакалавров и магистров.

 

  • Выплата государственной социальной помощи и материальной помощи студентам-бюджетникам, относящимся к категориям нуждающихся в социальной поддержке; это назначение на государственную академическую стипендию за особые достижения; это выдвижение на именные стипендии.

  • Расселение нуждающихся иногородних студентов очной и заочной формы обучения, обучающихся на бюджете и по договору, в общежитиях СГУ.

  • Психологическая помощь студентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, постоянный контроль за состоянием здоровья студентов и проверка учебных помещений на соответствие санитарным нормам.

  • Сопровождение и помощь в адаптации на протяжении всего времени обучения в СГУ не только студентов-сирот и оставшихся без попечения родителей, студентов с ОВЗ и инвалидностью, но и всех студентов-первокурсников, граждан РФ и иностранцев, только начинающих обучение в СГУ.

  • Работа с семейными студентами и студентами, имеющими детей.

  • Ведется активная профориентационная работа, поддерживаются связи с потенциальными работодателями, постоянно функционирует система оповещения студентов выпускного курса об актуальных вакансиях, обновляются сведения о трудоустройстве выпускников ИФиЖ.

 

Руководство ИФиЖ поддерживает инициативы студенческого совета ИФиЖ СГУ, направленные на реализацию социальных проектов в СГУ и за его пределами. В круг социально значимых мероприятий ИФиЖ также входят организация открытых лекций по противодействию коррупции, терроризму и экстремизму, по профилактике работы в интернете и, особенно, в социальных сетях.

Студенты ИФиЖ принимают участие в многочисленных мероприятиях института, университета, города и области. Входят в состав студенческих редакций журнала «СГУщёнка» и телепроекта «Мне нравится», становятся победителями всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Активно проявляют себя в спортивной и культурно-массовой работе. На протяжении многих лет студенты – призёры и обладатели Гран-при смотра-конкурса университетская «Студенческая весна», «Дебют» (для первокурсников), «Студент года».

 

История

1917-1919
Историко-филологический факультет Саратовского университета
1920-1922
Словесное отделение факультета общественных наук
1922-1931
Педагогический факультет СГУ
1931-1941
Литературное отделение, факультет русского языка и литературы педагогического института
1941-1945
Филологическое отделение исторического факультета СГУ
1945-2005
Филологический факультет СГУ
2005-2007
Факультет филологии и журналистики СГУ
2008
Институт филологии и журналистики СГУ

Истоки Института восходят к сентябрю 1917 года, когда в Саратовском университете был открыт историко-филологический факультет – первая гуманитарная образовательная структура на огромной территории юго-востока Европейской России. Первым деканом факультета стал выдающийся философ С. Л. Франк.

Становление саратовской университетской филологии связано с деятельностью известных учёных: литературоведов В.М. ЖирмунскогоН.К. Пиксанова, лингвиста М.Р. Фасмера. 1920-40-е годы — время формирования Саратовской филологической школы, создателем которой по праву считается выдающийся филолог профессор А.П. Скафтымов, чьи труды по истории и теории литературы вошли в классический фонд русской научной мысли ХХ в. Позднее известность Саратовской филологической школе принесла научно-образовательная работа Ю.Г. ОксманаЕ.И. Покусаева, А.М. ЛукьяненкоТ.М. АкимовойЛ.И. БаранниковойР.А. РезникМ.Н. БобровойТ.И. УсакинойА.А. ЖукП.А. БугаенкоГ.Г. ПолищукВ.К. АрхангельскойГ.Н. АнтоновойИ.В. ЧуприныА.А. ДерюгинаЯ.И. ЯвчуновскогоИ.Н. Горелова, М.Б. БорисовойЕ.П. Никитиной, В. Е. Гольдина, Е. А. Петровой и многих других педагогов, память о которых благодарно хранит Институт.

 

Плодотворное и разностороннее развитие учебно-исследовательского филологического, педагогического и журналистского потенциала Института в новое и новейшее время впрямую связано с научно-педагогическими инициативами профессоров О.Б. Сиротининой, В.В. ПрозороваЕ.Г. Елиной, И.Ю. ИванюшинойИ.В. КабановойМ.А. КормилицынойЮ.Н. БорисоваО.Ю. КрючковойЛ.В. БалашовойВ.В. ДементьеваА.И. ВанюковаЛ.Е. Герасимовой, О. И. Дмитриевой, Е. Ю. Викторовой  и других преподавателей. 

 

В разные годы деканами филфака СГУ были И.С. Каменоградский, В.М. Черников, Е.И. Покусаев. С 1955 года по 1981 год декан – доцент С. А. Бах, талантливый педагог-языковед, замечательный организатор учебно-воспитательного процесса на факультете, мудрый, требовательный и душевно щедрый наставник многих поколений студентов-филологов.

 

И. С. Каменоградский
Е.И. Покусаев
В.М. Черников
С.А. Бах

С 1982 года по 2010 год нашу научно-образовательную структуру возглавлял профессор В.В. Прозоров, в настоящее время научный руководитель ИФиЖ. С 2010 года директором Института стала Л.С. Борисова.

В связи с открытием новых специальностей, с появлением новых научно-образовательных интересов и направлений филологический факультет в 2004 году переименован в факультет филологии и журналистики, а в 2008 году реорганизован в Институт филологии и журналистики СГУ.

Аудиторный фонд

Учебные лаборатории

Количество: 3шт.
Площадь: 75.00кв.м.
 
Учебная лаборатория средств массовой информации и Киностудия СГУ обеспечивают реализацию учебного процесса и практическую подготовку студентов, обучающихся в Институте филологии и журналистики СГУ по специальности и направлению «Журналистика». На базе Учебной лаборатории «Кабинет фольклора им. проф. Т.М. Акимовой» проводятся учебные занятия по курсу устного народного творчества, выполняются просеминарские, семинарские и дипломные работы, готовятся публикации фольклорных текстов и научно-исследовательских трудов. Одним из направлений работы Учебной лаборатории прикладной лингвистики является поддержка образовательного процесса в Институте – сотрудники лаборатории обеспечивают проведение занятий в ИФиЖ с использованием мультимедийного проекционного оборудования (в лаборатории имеется два комплекта оборудования «ноутбук+проектор», есть возможность подключения колонок).
 

Мультимедийные лекционные аудитории

Количество: 7шт.
Площадь: 300.00кв.м.
 
Аудитории снабжены проекционным оборудованием; одна из аудиторий оборудована интерактивной доской; ряд аудиторий оборудован телевизорами и DVD-плеерами.
 

Компьютерные классы

Количество: 1шт.
Площадь: 30.00кв.м.
 

Лингафонные кабинеты

Количество: 2шт.
Площадь: 50.00кв.м.
 

Лекционные аудитории

Количество: 27шт.
Площадь: 675.00кв.м.
 
Сотрудники, студенты и аспиранты ИФиЖ ежегодно публикуют сотни научных статей, авторские и коллективные монографии, принимают участие в сотнях конференций, выигрывают гранты.

Наука

Основные научные направления

 

«Российский медиакритический дискурс в его историко-журналистском и современном цифровом осуществлении»

Руководитель направления: д.ф.н., профессор, зав. кафедрой общего литературоведения и журналистики, научный руководитель Института филологии и журналистики В. В. Прозоров 

Характеристика научного направления: в центре исследовательского внимания –  существование российского медиакритического дискурса в его историко-журналистском и современном цифровом осуществлении. Научному осмыслению подвергаются объём понятия медиакритики, место объекта исследования в истории журналистики и общественной жизни страны, периодизация и типология медиакритических текстов, их жанровая эволюция, саморефлексия журналистского сообщества, отражённая в журналистских произведениях.

Темы исследования:
История журналистской критики ХIХ – начала ХХ вв.
История медиакритики ХХ–ХХI вв.
Медиакритика в интернете
Жанры медиакритики
Формы и функции медиакритики
Медиакритика как саморефлексия профессионального сообщества

 

 

«Семантико-когнитивный и функциональный анализ языка и речи»

Руководители направления:  д.ф.н., профессор, зав. кафедрой теории, истории языка и прикладной лингвистики О.Ю. Крючкова, д.ф.н., профессора, профессора кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики Л.В. Балашова и В.В. Дементьев

Характеристика научного направления: Представителями научного направления проводятся исследования в области лексической и деривационной семантики, теории метафоры, дискурса, жанроведения, художественной речи, истории языка, психолингвистики, когнитивной, экспериментальной и корпусной лингвистики.

Разработаны и продолжают развиваться теоретические основы коммуникативной диалектологии, историко-когнитивная теория метафоры, теория синхронно-диахронного анализа деривационных подсистем, теория непрямой коммуникации, теория речевых жанров, теория художественной речи, теория психолингвистического анализа вербальных ассоциаций; реализуются  крупные проекты в области создания новых научных источников на базе современных компьютерных технологий (электронный ассоциативный словарь, лингвокультурологический мультимедийный текстовый корпус диалектной речи).

Темы исследования:
Метафора в синхронии и диахронии;
Теория речевых жанров;
Словообразовательная деривация в синхронно-диахронном и когнитивном аспектах;
Народная речевая культура;
Современная речевая коммуникация в разных сферах общения;
Корпусная лингвистика;
Ассоциативно-вербальная сеть носителей языка;
Национальные концептосферы;
Художественная речь.

 

 

«Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка»

Руководители направления: д.ф.н., доцент, зав. кафедрой русской филологии и медиаобразования на базе МОУ ГЭЛ О. И. Дмитриева, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой теории, истории языка и прикладной лингвистики О. Ю. Крючкова

Характеристика научного направления: Цель исследований в рамках научного направления – выявление основных факторов и тенденций, определяющих языковую динамику, обоснование возможности применения синхронно-диахронного метода к описанию различных семантико-словообразовательных подсистем, определение основных закономерностей процесса неологизации языка в разные периоды его истории. В дальнейшем это может стать фундаментом пока только формирующегося исторического словообразования как отдельной области русистики.

С 2008 года на базе СГУ в рамках научного направления осуществляет свою работу международный научный семинар «Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка» под руководством профессоров О.И. Дмитриевой и О.Ю. Крючковой. Постоянными участниками научного сообщества являются исследователи из университетов Саратова, Казани, Волгограда, Нижнего Новгорода, Москвы, Самары, Донецка. В разные годы в работе семинара принимали участие дериватологи из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Красноярска.

Темы исследования:
Методика синхронно-диахронного анализа
Основные тенденции и факторы языковой динамики
Эволюция макроединиц словообразования, прежде всего этимолого-словообразовательных гнезд и словообразовательных типов
Проблемы системно-языковой и национально-культурной динамики деривационных процессов
Динамика соотношения системно-языкового и индивидуально-авторского в связи с использованием окказиональной лексики в художественной речи
Динамические тенденции в области русской словообразовательной деривации
Динамика средств и моделей деривации, комплексных единиц словообразования

Дальнейшую перспективу определяет исследование семантико-словообразовательной специфики процесса неологизации глагольной лексики с позиций языковой диахронии, выявление факторов когнитивного моделирования языкового сознания носителей языка средствами словообразования, описание эволюции макроединиц словообразовательной системы: словообразовательных категорий и словообразовательных гнезд, их синхронно-диахронный анализ. Наряду с уже имеющимися синхронно-диахронными описаниями других семантико-словообразовательных подсистем это должно в конечном счете способствовать выработке концепции исторической дериватологии.

 

 

«Исследование коммуникативно-речевых процессов в разных сферах и средах общения в условиях изменяющегося мира»

Руководитель направления: д.ф.н., доцент, зав. кафедрой русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного А. Н. Байкулова

Характеристика научного направления. В условиях изменяющегося мира, который подвержен различным угрозам и не становится более стабильным и безопасным, огромную роль играет развитие культуры, в том числе и внимание к языку, который является её важнейшей составляющей. Глубокого изучения требуют процессы формирования (уточнения, изменения) языковых, коммуникативных, стилистических норм в условиях ускоренного темпа языкового развития, лавинообразного наплыва иноязычной лексики. Продолжается изучение интернет-коммуникации в её разных жанрах. С позиций культуры речи и лингвоэкологии анализируются факты воинствующей, агрессивной риторики, дезинформации, вторжения в частную жизнь, унижения человеческого достоинства. Научная деятельность в области исследования коммуникативно-речевых процессов в разных сферах и средах общения в условиях изменяющегося мира предполагает сбор и анализ языкового (речевого) материала; проведение различных научных мероприятий: конференций, семинаров; публикацию статей, издание монографий, популяризацию полученных результатов в СМИ.

Темы исследования:
Речевая среда вуза и школы
Научная речь
Язык СМИ
Интернет-коммуникация
Современное деловое общение
Устное неофициальное общение
Разговорная речь
Художественная речь
Речевые жанры
Проблемы лингвоэкологии и культуры речи
Сопоставительные исследования картин мира русского и других языков: лингвокогнитивный анализ
Русский язык как иностранный

 

 

«Динамические процессы в дискурсивном пространстве»

Руководители направления: к.ф.н., доцент, зав. кафедрой романо-германской филологии Т.В. Харламова, д.ф.н., доцент Е.Ю. Викторова, д.ф.н., доцент О.Н. Дубровская, д.ф.н., доцент М.Ю. Колокольникова, к.ф.н. А. Е. Кулаков, к.ф.н., доцент Г.В. Лашкова, к.ф.н., доцент Т.И. Борисова

Характеристика научного направления: В рамках данного научного направления исследуются лингвистические (в том числе социолингвистические, психолингвистические) и социокультурные аспекты развития дискурсивного пространства России и других государств. Исследуются особенности коммуникации и изменения в коммуникации в различных сферах жизни общества: научная сфера, медиасфера, сфера образования, Интернет, художественная литература. Изучаются проблемы перевода с русского на иностранные языки и с иностранных языков на русский. Исследования проводятся на материале русского, английского, французского, испанского и немецкого языков.

Темы исследования:
Современный научный дискурс: традиции и новации
Современный медиадискурс: функциональные, содержальные и языковые особенности
Проблемы политической лингвистики
Дискурсивное пространство европейских языков в диахроническом и синхроническом аспектах
Региональные особенности европейских языков на исконных и неисконных территориях распространения
Проблемы социальной и территориальной вариативности языков
Проблемы взаимодействия языков и культур в дискурсивном пространстве
Проблемы межъязыковой и межкультурной коммуникации: соотношение кода и текста (в т.ч. переводческий аспект)
Изучение словарного состава языков: структурные и семантические особенности
Лингвокультурологический аспект изучения художественного текста
Когнитивный аспект изучения языка

 

 

«Эстетика, поэтика, проблематика и преемственные связи русской и зарубежной литературы и фольклора»

Руководители направления: к.ф.н, профессор, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Ю.Н. Борисов, д.ф.н., доцент, профессор кафедры русской и зарубежной литературы  И.Ю. Иванюшина,  д.ф.н., профессор, профессор кафедры русской и зарубежной литературы И.В. Кабанова, д.ф.н, доцент, профессор кафедры русской и зарубежной литературы А.Л. Фокеев. 

Характеристика научного направления: Исследуется процесс освоения, удержания и трансформации художественного опыта предшествующих эпох в ходе становления новых литературных направлений, включая как эволюцию отдельных жанров, стилей, так и преобразование жанрово-стилевых систем в целом, в творческой практике писателей. Применительно к устному народному творчеству изучается соотношение традиционных и новых жанров, а также особенности их бытования, в том числе и в пространстве литературных текстов. Русская литература ХХ-ХХI веков, с одной стороны, развивает традиции мировой классики предшествующих эпох, с другой – отражает существенные трансформации в системе культуры, приводящие к ускоренной смене идеологических и эстетических парадигм.

Осмысление «новейшей русской литературы» как сложного и динамичного социокультурного феномена предполагает повышенное внимание к инновационным процессам, протекающим в культурном поле. Поскольку в Новейшее время художественная литература приобретает, наряду с традиционными, новые функции (форума для социально-политических и культурных дискуссий, создания языка для того, что в текущем литературном дискурсе является невыразимым, табуированным), возникают новые научные аспекты в исследованиях «картины мира» в литературном произведении, авторского отношения к проблемам общества и человека, динамики концепции личности/идентичности в литературном произведении. В соответствии с традицией академического литературоведения, эти исследования ведутся в их национально-исторической специфике.

Признанная классика и произведения, у которых есть потенциал войти в классический канон, изучаются в единстве формы и содержания с точки зрения того, как предложенная в них картина взаимодействия мира-общества-человека подтверждает или корректирует мировоззрение породившей их эпохи, что в этой картине обусловлено антропологическими свойствами человека, и что является продуктом специфических общественно-исторических условий. Творчество отдельных писателей рассматривается в историко-литературном контексте, выявляются диалогические отношения их художественных, нравственно-философских, идеологических исканий с позициями предшественников и современников. Особый интерес представляют явления интертекстуальности как форма реализации индивидуальных преемственных связей в литературном процессе.

Темы исследования:

Сюжеты и мотивы отечественной классики в движении времени
Феномен интертекстуальности в творчестве русских писателей
Образы культуры прошлого (XVIII – начало XIX вв.) в поэзии и прозе второй половины ХХ столетия
Фольклор Саратовского Поволжья: история и современность
Фольклорные и этнографические мотивы и образы в отечественной литературе
Фольклористическое и литературоведческое наследие учёных саратовской филологической школы (Н. К. Пиксанов, А. П. Скафтымов, Т. М. Акимова, Е. И. Покусаев и др.)
Развитие и переосмысление традиций русской классики в литературе ХХ-ХХI веков
Религиозно-философские аспекты русской литературы ХХ-ХХI веков
Инновационные процессы в культурном поле серебряного века
Культурные коды и их трансформации в русской литературе ХХ-ХХI веков
Феномен А. Солженицына в контексте XX–XXI веков
Визуальная поэтика русской литературы
Синергетический аспект русской культуры ХХ-ХХI веков
Документальное и фикциональное в прозе ХХ-ХХI веков
Динамические процессы в русской литературе XXI века
Автобиографизм в литературе
Антропология литературного текста
Литература и кинематограф
Английский и американский роман ХХ в.: проблемы жанра и референциальности
Постмодернистская картина мира и современный роман

Научные издания

Международный научный журнал 
(входит в список ВАК и ядро РИНЦ, индексируется Scopus, ERIH PLUS, RSCI, DOAJ, ROAD, Crossref, EBSCO)

Научный журнал 
(входит в список ВАК и РИНЦ, индексируется DOAJ, ROAD, Crossref)

Сборник статей молодых учёных
(входит в РИНЦ)

«Н.Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы» 

Сборник научных трудов 
(входит в РИНЦ)

ИФиЖ ведёт активную работу с абитуриентами. Это профориентационные проекты, направленные на формирование уверенного понимания выбранной профессии и подготовку к поступлению в Институт.

Проекты

Клуб абитуриентов
Клуб абитуриентов
Сообщество успешных и активных старшеклассников, которые интересуются журналистикой, филологией, лингвистикой, переводческой деятельностью.
Клуб абитуриентов
Школа юного переводчика
Школа юного переводчика
Рассчитана на учащихся школ 9–11-х классов, интересующихся теорией и практикой перевода и культурой англоязычных стран.
Школа юного переводчика
Школа журналистики
Школа журналистики
Рассчитана на учеников 9-х, 10-х и 11-х классов и тех, кто интересуется журналистикой.
Школа журналистики
Власть слова
Власть слова
Конкурс для старшеклассников Саратовской области и других регионов России.
Власть слова
РКИ В СГУ
РКИ В СГУ
Фестиваль объединяет иностранных студентов, изучающих русский язык, и преподавателей, реализующих программы РКИ.
РКИ В СГУ