Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
Кафедра коррекционной педагогики
Основной задачей деятельности кафедры является подготовка студентов по направлению подготовки БАКАЛАВРИАТА 44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование, профили Олигофренопедагогика (очная и заочная формы обучения), Сурдопедагогика (очная форма обучения), Специальная психология (очная и заочная формы обучения)и Тифлопедагогика (заочная форма обучения), а также по направлению подготовки МАГИСТРАТУРЫ 44.04.03 - Специальное (дефектологическое) образование, профили Дефектология (очная и заочная формы обучения, Специальная психология (заочная форма обучения), Психологическое сопровождение образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (заочная форма обучения). В 2014 году была открыта магистратура по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль - Дефектология. В 2020 году открыта магистратура по направлению подготовки 44.04.03 - Специальное (дефектологическое) образование, профиль Психологическое сопровождение образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.


НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Инициативные кафедральные темы НИР (утверждены на заседании Ученого совета ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского»):

Научно-методическое обеспечение деятельности современного педагога-дефектолога.
Научный руководитель — Селиванова Ю.В. Сроки выполнения: с 01.01.2022 г. по 31.12.2026 г.
Подготовка студентов-дефектологов к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в учреждениях общего, инклюзивного и специального образования, здравоохранения и социальной защиты. Научный руководитель — Селиванова Ю.В.. Сроки выполнения: 11.10.2016 г.- 31.12.2021 г.

НИР, финансируемые по грантам:

20-013-00534 А Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (2020-2023 гг., научный руководитель - Селиванова Ю.В., исполнители: Щетинина Е.Б., Суслова О.И., Коновалова М.Д., Хмелькова О.В., Шаров А.А.)

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности:

1) Актуальные проблемы организации обучения и воспитания детей с различными видами нарушений на современном этапе.

2) Совершенствование системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Саратовской области.

3) Изучение процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.

4) Социальная адаптация детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования.

5) Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими различные нарушения развития, инклюзированными в массовую школу.

6) Социальные аспекты дошкольного коррекционного образования.

7)Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Визитка

Заведующий Селиванова Юлия Викторовна
Заведующий
Селиванова
Юлия
Викторовна
Важные контакты
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Наука

Конференции

Сотрудники кафедры с гостями конференции
Работа секции. Модератор - доктор социологических наук, профессор Ю.В. Селиванова
Работа секции

27 и 28 октября 2023 года на факультете психолого-педагогического и специального образования состоялась Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция — 2023. Теория и практика подготовки специалистов в системе высшего дефектологического образования». На конференции обсуждались современные проблемы подготовки специалистов для специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, пути их решения, перспективы развития специального (дефектологического) образования.

Сотрудники кафедры коррекционной педагогики приняли участие в работе секции 2 «традиции и инновации в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», заведующий кафедры доктор социологических наук, профессор Селиванова Юлия Викторовна выступала в качестве модератора. Она же выступила с докладом «Практическая подготовка будущих дефектологов в процессе взаимодействия с ресурсными центрами», в котором осветила вопросы сотрудничества кафедры с образовательными учреждениями Саратова, куда выходят на практики наши студенты

Большую заинтересованность у слушателей вызвали доклады наших гостей. Кудрявцев Владимир Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина (г. Нижний Новгород, Россия), подготовил подробную презентацию о разных подходах к анализу и оценке инклюзивного потенциала семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Структурирование образовательной среды для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и с нарушением интеллектуального развития стало предметом анализа содокладчиков Гордиенко Любови Романовны и Яшиной Екатерины Михайловны, магистрантов Института специального образования и психологии ГАОУ ВО МГПУ (г. Москва), одна из которых одновременно работает учителем в специальной школе.

Магистранты, обучающиеся на нашем факультете, но представляющие другие российские города также вступили с докладами.  Мошкина Анастасия Викторовна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №10", МБДОУ "ЦРР-детский сад №66" (г. Воронеж, Россия);  рассказала о совместной коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда и специалистов ресурсной группы для детей с РАС, а Анна Евгеньевна Туганова  (г. Железногорск, Красноярского края)  обозначила основные направления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР.

Одно из выступлений  было посвящено театру как средству практического изучения современных технологий образования лиц с нарушениями развития в предметных областях, связанных с языком и речью

содокладчики Павлова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, и Трушина Юлия Владимировна, ассистент кафедры коррекционной педагогики

Затем выступил магистрант факультета психолого-педагогического и специального образования Будылин Вадим Александрович, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 66 им. Н.И. Вавилова», рассказав об исследовании  сформированности профессиональных компетенций у учителей начальных классов для реализации инклюзивной формы обучения. Вадим Александрович подчеркнул, что обучение в магистратуре даёт ему новые инструменты для исследовательской деятельности.

Два магистранта-первокурсника факультета посвятили свои выступления проблемам формирования здорового образа жизни у детей с особыми образовательными потребностями: Новикова Елизавета Валерьевна - формированию основ здорового образа жизни у детей с ОВЗ младшего школьного возраста, а Федотов Олег Максимович – ресурсам адаптивной физической культуры в работе с детьми с расстройством аутистического спектра.

Другие магистранты, молодые специалисты, начинающие учителя – Зайчикова Виктория Алексеевна и Власов Данила Михайлович – рассказали об очень сложных своих учениках, уделив внимание разным аспектам работы с ними: использованию ИКТ в развитии коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и диагностике проявлений СДВГ.

Всех заинтересовал доклад кандидата социологических нацу Щетининой Елены Борисовны, доцента кафедры коррекционной педагогики, в котором анализировалась коуч-позиция в работе педагога, включающая в себя: недирективность, нейтральность, фактичность, беспристрастность, отсутствие когнитивных искажений, с учётом невербальных и паравербальных проявлений коммуникации обучающихся.

Выступление Е.Б. Щетининой «Коучинг в педагогической деятельности»