Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
Литвинова Ольга Александровна
Литвинова
Ольга
Александровна
Доцент: Кафедра информационных систем и технологий в обучении
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Резюме

Академическая и экспертная деятельность

Участие в советах и профессиональных объединениях:

  • 1998-2015: Член Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию
  • С 2015: Член ФУМО «Языкознание и литературоведение»

Экспертная деятельность:

  • 2000: Разработчик Государственного образовательного стандарта
  • 2010-2015: Разработчик Федерального государственного образовательного стандарта по филологии, примерных учебных планов и других методических материалов для разных филологических специализаций, профилей, программ.
  • 2014-2015: Разработчик ФГОС аспирантуры «Языкознание и литературоведение»

Квалификация

Сведения об образовании:

  • 2007: учитель начальных классов с дополнительной специальностью учитель информатики. ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».

Повышение квалификации:

  • 2020: Проектировщик процесса обучения
  • 2010: Технические и аудиовизуальные системы (108 ч)
  • 2016: ЭИОС и ИКТ (16 ч)
  • 2014: Социальное партнерство российских вузов и работодателей как фактор снижения рисков трудоустройства выпускников (108 часов)
  • 2022: «Практики управления качеством образования в условиях цифровой трансформации вуза», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
  • 2022: «Противодействие коррупции», Институт дополнительного профессионального образования СГУ

Идентификаторы в системах наукометрии:

  • РИНЦ: 694290
  • ORCID: 0000-0002-9797-3145

Основные научные публикации

  • 2018
      • Формы и функции медиакритики в Советской России 1920-х годов (в соавт. с А.В. Раевой) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 219-224.
  • 2016
      • Л. А. Словохотов в литературной жизни Саратова 1920-х годов (в соавт. с А.В. Хрусталёвой) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2016. Т. 16. № 3. С. 290-293.
      • Инструменты формирования литературной культуры в газетных публикациях второй половины 1990-х годов (в соавт. с Р.И Павленко) // Филология и человек. 2016. № 2. С. 61-68.
      • М.Е. Салтыков-Щедрин в 1926 году // Щедринский сборник. Вып. 5. М.Е. Салтыков-Щедрин в контексте времени. М., 2016. С.301-310.
      • Учитель словесности в рассказе А.П. Чехова // Острова любви Борфеда: сборник к 90-летию Б.Ф. Егорова. Санкт-Петербург, 2016. С. 379-384 (в соавт. с А.В. Раевой).
  • 2015
      • Компетенции и результаты обучения: логика представления в образовательных программах//Высшее образование в России. 2015. №1. С. 10-20 (В соавт. с Е.Н. Ковтун, С.Е. Родионовой).
      • В центре внимания – СМК: опыт Саратовского государственного университета // Стандарты и качество. 2015.№11(941). С.40-41. (В соавт. с А.Н. Чумаченко, С.Б. Венигом, С.А. Ворошиловым, Т.Г. Захаровой).
      • Мотивы противостояния в литературно-общественной ситуации на рубеже десятилетий// Эпоха «Великого перелома» в истории культуры. Сб. Саратов, 2015. С. 165-172.
      • Карты компетенций: проблемы и поиски решения// Информационный бюллетень. №16. Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. Тамбов, 2015. С.79-91. (В соавт. с Е.Н.Ковтун, С.Е. Родионовой).
      • Проект примерной основной образовательной программы по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01- «Языкознание и литературоведение» //Информационный бюллетень. №16. Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. Тамбов, 2015. С. 28-54.
  • 2014
      • Введение; гл.1 Подготовка учителей в Великобритании и ФРГ//Образовательные технологии в высшем педагогическом образовании. Саратов, 2014.
      • Педагогическое образование в условиях классического университета//Человек и образование. 2014.№1.С.91-95. В соавт. с О.И. Дмитриевой.
  • 2013
      • М. Левидов в литературной жизни 1920-х годов// Конст. Федин и его современники. Саратов, 2013. С.124-129.
      • Образовательное направление «Журналистика» в Саратовском государственном университете// Методическое пособие для студентов 1-4 курсов, обучающихся по направлению бакалавриата «Журналистика»/Под ред. В.В. Прозорова, Е.Г. Елиной, И.В. Бибиной. Саратов, 2013.
      • Национальный исследовательский университет в контексте модернизации образования// ALMA MATER. Вестник высшей школы. 2013. №7. С. 6-10. (В соавт. с Л.Ю. Коссовичем и Ю.Г. Голубом).
      • Образовательные технологии в вузе: опыт Национального исследовательского Саратовского государственного университета/ Под ред. Е.Г. Елиной, Е.И. Балакиревой. Саратов, 2013.
  • 2012
      • Образовательные технологии и методы в высшей школе на примере США и стран Европы//Alma mater. 2012.№11. С.85-90.
      • Об очередном этапе модернизации высшего профессионального образования в Саратовском государственном университете// Опыт внедрения федеральных государственных образовательных стандартов учреждениями профессионального образования: мониторинг вузов и колледжей: Материалы семинара-совещания для руководящих работников учреждений профессионального образования Приволжского федерального округа. Саратов, 2012. С.266-269.
      • Итоговая государственная аттестация в условиях реализации ФГОС// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. Саратов, 2012. Вып.1. С. 108-112. (В соавт. с А.А. Чувакиным).
      • Введение в литературоведение: учебн. пособие для вузов. М., 2012. (В соавт. с В.В. Прозоровым).
      • От девятьсот двадцатых к двухтысячным. Саратов, 2012.
      • Образовательные технологии и методы в высшей школе на примере США и стран Европы// ALMA mater. 2012. №11. С. 85-90. (В соавт. с М. Фризен)
  • 2011
      • Лев Лунц: опыт реконструкции литературно-критического мышления // Серапионовы братья: философско-эстетические и культурно-исторические аспекты. Саратов, 2011. С. 24-30.
  • 2010
      • Текстология//Введение в литературоведение. Изд. 3-е, дополненное. М., 2010 (совм. с И.А. Книгиным).
      • Скафтымовское литературоведение и современная русская литература// Александр Павлович Скафтымов в русской литературной науке и культуре. Саратов, 2010. С. 223-229.
      • Формы и функции читательской литературной критики в Интернете//Фiлiа логоу. Саратов, 2010. С. 259-271. Совм. с М.А. Фризен.
  • 2009
      • История русской литературной критики: Учеб. Пособие для студентов. М., 2009 (в соавт. С В.В. Прозоровым, И.А. Книгиным, О.О. Миловановой, Е.Е. Захаровым).
  • 2008
      • Левый фронт и новая журналистика//Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции. Саратов, 2008. С. 163-176.
  • 2007
      • Журналистика и цензура в советской России 1920-х годов//Цензура как социокультурный феномен. Саратов, 2007. С. 176-191.
      • Европейский опыт подготовки филологов//Инновационные подходы к проектированию ФГОС и ПООП по направлению подготовки «Филология». М., 2007.
      • «Народная» поэзия на страницах Интернета//Литература и человек. Тверь,2007. С.85-91.
      • Инновационная модель подготовки журналиста// Аккредитация в образовании. 2007. № 14. С. 58-59.
  • 2006
      • Предмет и вещь в поэзии А.А.Тарковского// Язык художественной литературы. Литературный язык. Саратов. 2006. С.172-178.
  • 2005
      • Журналистика в Саратовском университете: Методическое пособие для студентов, обучающихся на специальности «Журналистика». Саратов, 2005. С.8-15, 53-65, отв.ред. совм. с В.В.Прозоровым.
  • 2004
      • Канонический текст // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В.Чернец. М., 2004. С.521-533 (в соавт. с И.А.Книгиным).
      • Филологические специализации в Саратовском государственном университете // Информационный бюллетень Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. Пермь, 2004. Вып.7. С.47-48.
  • 2003
      • Губернская власть и словесность: Литература и журналистика Саратова 1920-х годов: Коллективная монография. Саратов, 2003. С.3-21, 107-126, 191-203, отв. редактор совм. с Л.Е.Герасимовой и Е.Г.Трубецковой.
  • 2002
      • История русской литературной критики: вузовский учебник/ Под ред. В.В.Прозорова. М., 2002. С.253-362, 4-425, 427-433.
  • 2001
      • Типология современных журналистов// Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития. М., 2001. С.18-19.
  • 2000
      • Классическая литература в журнальном контексте 1999 года // Литературоведение и журналистика. Саратов, 2000. С.221-233.
      • В.Б.Шкловский и современное литературоведение // Русская словесность. 2000.№3. С.68-70.
  • 1998
      • О соотношении понятий "литературный процесс" и "литературная жизнь"// Вопросы литературы. 1998. Май-июнь (№3). С.31-38.
      • Пособие по русскому языку и литературе для поступающих в СГУ. Саратов, 1998. 40 с. (В соавторстве с В.В. Прозоровым, М.А. Ягубовой).
  • 1997
      • Максим Горький в литературной судьбе Михаила Могилянского// Русская литература. Спб., 1997. №4. С. 160-163.
  • 1995
      • Сводная целостная программа школьного литературного образования: 1 - 11 классы. Изд. 2-е // Саратовский вестник образования, 1995. №5-6. (В соавторстве с В.В. Прозоровым, И.А. Книгиным).
  • 1996
      • Морозов Николай Александрович// Русские писатели: Биобиблиографический словарь. М., 1990. С. 51-54. Изд. 1-е.; М., 1996. С. 48-50. Изд. 2-е.
  • 1994
      • История литературной критики: Часть 3: Программа курса: Практические занятия// Русская литературная критика. Саратов, 1994.
      • Литературная критика и общественное сознание в Советской России 1920-х годов. Саратов, 1994. 192 с.
  • 1991
      • Наследие Салтыкова-Щедрина в дооктябрьской критике: Проблема актуальности// Салтыков-Щедрин и русская литература. Л., 1991. С. 132-141.
  • 1989
      • Поэма Евг. Евтушенко «Фуку!» в зеркале читательских оценок // Волга. 1986. №9. С.150-155. Учимся у мастеров слова. М., 1989.
  • 1981
      • Эпистолярные формы в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Саратов, 1981.
  • 2023
      • Жанровая палитра литературных материалов на страницах газеты «Саратовский вестник» 1910-х годов // Жанры речи. 2023. Т. 18, № 2 (38). С. 166–174. ВАК
      • Чеховские страницы П. Вайля и А. Гениса в контексте скафтымовской эстетики // А. П. ЧЕХОВ И ТРАДИЦИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции Десятые Скафтымовские чтения К 400-летию Мольера (Саратов, 11–12 октября 2022 года) С. 23-31.
  • 2022
      • Е.Г. Елина, Р.М. Шамионов. Виртуальный педагогический класс в контексте классического университета: принципы организации, проблемы, решения //Almamater/ 2022.№3. С. 65-70. ВАК
      • Зачем университету педагогический класс? Актуальные тренды в современном образовании. Сб. науч. Трудов. Саратов. 2022. С. 186-193.
      • Жанровые модификации и «поиски жанра» в романе Тимура Кибирова «Генерал и его семья» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 192-198. ВАК
      • Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: формы взаимодействия и методологии анализа: коллективная монография / Отв. ред. и сост. А. А. Холиков, при участии Е. И. Орловой. М.: ИМЛИ РАН, 2021. 768 с. // Вопросы литературы. 2022. №3. С. 294-299. ВАК
      • Интерпретация, образ, литературный герой: литературоведческий этюд к рассказу Сергея Носова// «Меры не знал я, смертных любя». К 90-летию Российского филолога Владимира Серафимовича Вахрушева (1932—2011). Ред.-сост. Л. Комуцци и П. Глушаков. СПБ: Росток, 2022. С.279-283.
  • 2021
      • Мемуаристика Б.Ф. Егорова: жанровые принципы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2021. Т. 21. Вып. 1. С. 116-120. ВАК
      • Мемуары В.А. Каверина о «Серапионовых братьях»вконтексте филологической прозы// Серапионовы братья: Взгляд из XXI века. К 100-летию литературного содружества: Материалы Всероссийской научной конференции. Коллективная монография / Отв. ред. И.Э. Кабанова, И.В. Ткачева, сост. Д.А. Слюзова. Саратов: ИЦ «Наука», 2021. С. 66–73.
  • 2020
      • Филолог-первокурсник: проблемы профессиональной коммуникации // Ученые записки Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 2020. №1 (26). Электронное издание. ВАК
      • Письмо в художественном мире В.А. Каверина // Эго-документы ХХ века. Литература, культура, история. Фединские чтения. Вып. 7. Коллективная монография. Саратов, наука, 2020. С. 177-184.
      • Елина Е.Г. Журналистика и журналисты в рассказах А.П. Чехова// Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Филология. Журналистика. 2020. №4. С. 440-447. ВАК
  • 2019
      • Елина Е.Г., Александрова Е.А. Новые формы взаимодействия со студентами: научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования» в СГУ имени Н.Г. Чернышевского // Известия СГУ. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т.8. Вып. 2. С. 163–168. ВАК
      • Устный рассказ студента-активиста как речевой жанр // Жанры речи. 2019. №3. С. 193–199. ВАК
      • Елина Е.Г., Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Российское высшее образование в условиях профессиональной стандартизации: опыт, вызовы, риски//Высшее образование в России. 2019. №6. С. 9-27. Входит в базу SCOPUS
      • Елина Е.Г. Из истории советской медиакритики. Начало // История медиакритики в России: очерки и материалы: Коллективная монография. Саратов, изд-во СГУ, 2019. С. 160-166.
      • Елина Е.Г., Павленко Р.И., Раева А.В. Медиакритика 1920-х годов на газетной полосе: «Правда», «Известия» // История медиакритики в России: очерки и материалы: Коллективная монография. Саратов, изд-во СГУ, 2019. С. 167-179.
      • Елина Е.Г., Раева А.В. Журналист и журналистика в концепции ЛЕФ // История медиакритики в России: очерки и материалы: Коллективная монография. Саратов, изд-во СГУ, 2019. С. 180-197.

Диссертации: научное руководство и консультирование

  • : Матвиенко О.И. Резчикова А.А. Борисова Л. С. Бибина И. В. Бельков Р. В. Туленков Д. А. Хрусталёва А. В. Похазникова И.В. Ясакова М.А. Раева А. В. Ракитина Е. Б. Лысенко Е. В. Ерохина М. В. Пастухова Е. Е. Григорь С. А. Бабкин С. В. Муляева А. Р. Соловьева М. М. Тишков А. А. Разумовская Е. А. Павленко Р. И.
  • 2002: Резчикова А.А.
  • 2019: Хрусталёва А.В. (докторская диссертация)
  • 2014: Соловьева М.М. Тишков А.А.
  • 2012: Бабкин С.В. Муляева А.Р. Григорь С.А.
  • 2010: Ерохина М.В. Пастухова Е.Е.
  • 2008: Ракитина Е.Б. Лысенко Е.В.
  • 2007: Похазникова И.В.
  • 2006: Ясакова М.А. Раева А.В.
  • 2005: Бельков Р.В. Туленков Д.А. Хрусталёва А.В.
  • 2003: Матвиенко О.И. Борисова Л.С. Бибина И.В.
  • 2002: Резчикова А.А.
  • 2001: Ясакова Е.А.

Участие в конференциях

  • 2012: VII-IX Международных научно-практических конференциях «Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития» (г. Новомосковск, 2010-2012 гг.).
  • 2010: Международной научно-практической конференции «Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса» (г. Саратов, 2010 г.).
  • 2010: Международной научно-практической конференции «Современные проблемы методики преподавания биологии и экологии в школе и ВУЗе: традиции и инновации» (г. Москва, 2010 г.).
  • 2012: Международной научно-практической конференции «Педагогическое сопровождение ребенка в процессе формирования им картины мира» (г. Саратов, 2012 г.).
  • 2010: IV-VI Всероссийских научно-практических конференциях «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы» «Артемовские чтения» (г. Пенза, 2008–2010 гг.).
  • 2009: Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Педагогические и технические аспекты применения моделей дистанционного обучения в учебном процессе школы и вуза» (г. Саратов, 2009 г.).
  • 2013: IV, V Всероссийские (с международным участием) научно-практические конференции «Информационные технологии в образовании» «ИТО-Саратов-2012», «ИТО-Саратов-2013» (г. Саратов, 2012, 2013 гг.).
  • 2008: VII Российской конференции «Экологическое образование и воспитание учащихся в средней общеобразовательной школе» (г. Москва, 2008 г.).
  • 2012: II-V Региональных научно-практических конференциях «Развитие непрерывного экологического образования в Саратовской области» (г. Саратов, 2009-2012 гг.).
  • 2012: I-V областных педагогических чтениях (г. Саратов, 2008-2012 гг.).
  • 2023: Елина Е.Г.; Павленко Р.И. Жанровые дефиниции в современной читательской литературной критике // Всероссийская научная конференция (с международным участием) памяти профессора Н.В. Володиной «Литературные константы в историко-функциональном освещении». Череповец..
  • 2023: Статья В.Я. Лакшина о “Мастере и Маргарите” как запускающий механизм новой эстетики // XIV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “МИХАИЛ БУЛГАКОВ В ПОТОКЕ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ XX–XXI ВЕКОВ”. 21–23 ноября 2023 года. Москва.
  • 2023: Елина Е.Г., Павленко Р.И. Конструирование неклассических жанровых моделей в современной читательской интернет-критике // РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕКСТ, КОНТЕКСТ, РЕЦЕПЦИЯ. Международная научно-практическая конференция, посвящённая памяти доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Владимира Вениаминовича Агеносова. 23‒25 ноября 2023 года. Ярославль.
  • 2023: Газета «Саратовский вестник» в 1910-е годы: проблематика, стиль, авторские стратегии // Историко-краеведческая конференция «Региональная пресса как исторический источник и культурно-политический феномен (к 185-летию выхода первой газеты в Саратове)». Саратов..

Преподаваемые дисциплины

  • Введение в литературоведение
  • Спецсеминар
  • История русской литературной критики
  • Методы и методики анализа художественного текста в школе
  • История журналистики
  • Основы журналистики

Почетные звания, награды, поощрения

  • 2022: Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
  • 2009: Почётный работник высшего профессионального образования РФ
  • 2009: Почётная грамота Министерства образования и науки РФ
  • 2009: Медаль «За особые заслуги перед Саратовским государственным университетом» в ознаменование 100-летия СГУ
  • 2024: Почётный знак «За заслуги перед профессиональным сообществом»