Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
Кафедра русской филологии на базе МОУ «ГЭЛ»
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Визитка

Заведующий кафедрой Дмитриева Ольга Ивановна
Заведующий кафедрой
Дмитриева
Ольга
Ивановна
Важные контакты

Направления деятельности

Кафедра русской филологии и медиаобразования  выпускает студентов по следующим направлениям:

бакалавриат

44.03.01 Педагогическое образование, профиль Филологическое образование

магистратура

44.04.01 Педагогическое образования, профиль Учитель-ученик-урок в школьной практике словесника 

Работа со студентами

Работа со студентами, обучающимися в Институте филологии и журналистики СГУ по направлению «Педагогическое (филологическое) образование» в рамках проведения учебных курсов методики, специальных методических курсов, лабораторных занятий с использованием возможностей лицея, в том числе и на его базе (мастер-классы учителей, апробация конкурсных уроков студентов, обсуждение уроков, участие студентов в организации учебной и воспитательной работы учащихся). ГЭЛ после создания в нём базовой кафедры стал основной площадкой организации педагогических практик. Кафедра создала творческую лабораторию будущего учителя-словесника, работа которой осуществляется как в период практики, так и в течение всего учебного года. Лаборатория координирует научно-методическую работу студентов, например, по проблематике научных основ современного учебника русского языка и литературы, по основам создания рабочих тетрадей по разным разделам школьных курсов русского языка. Руководители лаборатории – Л.В. Зимина, М.И. Кабанова.

На базовой кафедре имеются условия для разработки и проведения учебных занятий по методике обучения предмету, специальных курсов по методике, содержание которых соответствует потребностям современной школы, для использования инновационных форм учебной работы.

Под руководством преподавателей кафедры проводятся все педагогические практики: организационно-педагогическая практика студентов 2 курса, направленная на формирование у студентов навыков воспитательной работы со школьниками, производственная педагогическая практика студентов-бакалавров 3 и 4 курсов очной формы обучения н.п. 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Филологическое образование»); педагогическая практика бакалавров заочной формы обучения в городских и сельских школах г. Саратова и Саратовской области; производственная педагогическая практика магистров 2 курса очной формы обучения н.п. 44.04.01 «Педагогическое образование» (профиль «Учитель – ученик – урок в школьной практике словесника»).

Для студентов 2 курса, впервые выходящих на педагогическую практику, кафедра проводит организационную встречу «Профессия – учитель» при участии школьных учителей, выпускников ИФиЖ, учителей-словесников МОУ ГЭЛ, представителей администрации вуза и лицея.

При методической поддержке преподавателей кафедры готовятся участники Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Шаг в профессию», в котором участвуют студенты выпускных курсов, обучающиеся по педагогическим направлениям. Победители конкурсов 2014 г. (О. Янковский), 2015 г. (В. Шинкаренко), 2016 г. (П. Ганина), 2021 г. (Ю. Палагутина), 2022 г. (А. Буныгина – 2 место), 2023 г. (С. Булыгина) были подготовлены методистами базовой кафедры. Важно, что в дальнейшей своей профессиональной деятельности выпускники кафедры активно и успешно участвуют в профессиональных конкурсах «Педагогический дебют» и «Учитель года». Победителем муниципального этапа конкурса «Учитель года» в 2020 году и призером конкурса среди учителей заграншкол МИД России стала выпускница ИФиЖ СГУ 2015 года, дипломница и аспирантка доц. Л.В. Зиминой Людмила Сергеевна Янковская. В 2023 году абсолютным победителем конкурса «Учитель года России» стал Олег Игоревич Янковский, дипломник и аспирант зав. кафедрой О.И. Дмитриевой.

Методическая работа с учителями

Методическая работа с учителями ведется кафедрой в разных направлениях.

На кафедре работает постоянно действующий семинар «Формирование единой информационно-образовательной среды в модели сетевого взаимодействия "вуз – школа"». Семинар проводится как силами преподавателей кафедры, так и при участии методистов московских издательств учебной литературы, авторов учебников.

Тематика ряда семинаров, организованных кафедрой: «Реализация принципа преемственности между образовательным стандартом 2004 года и ФГОС по русскому языку и литературе как условие формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся», «Сетевое взаимодействие как ресурс научно-методического сопровождения образовательной деятельности», «Научно-методическое сопровождение исследовательской деятельности школьников», «Многоаспектный анализ текста. Методика подготовки к выполнению заданий с развернутым ответом (ЕГЭ и ОГЭ)», «Сценирование урока в системе требований ФГОС», «Вызовы современному молодому учителю-словеснику: особенности работы с детьми с ОВЗ», «От школьного сочинения к итоговому и к ЕГЭ по литературе».

Кафедра участвовала в работе по повышению квалификации учителей на базе университета, например, по программе «Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования: содержание и механизмы реализации» (Русский язык и литература) в 2014 году. В 2017 году при активном участии преподавателей кафедры подготовлена вторая программа повышения квалификации учителей-словесников «Научно-методическое сопровождение преподавания русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС общего образования» (разработчики модулей программы О.И. Дмитриева, А.В. Раева, К.М. Зайнетдинова, М.И. Кабанова).   

Ежегодно кафедра участвует в научно-образовательном фестивале «Неделя педагогического образования» в СГУ, одной из задач которого является распространение передового опыта лучших образовательных учреждений и школьных учителей. О.И. Дмитриева и М.И. Кабанова – члены оргкомитета фестиваля. На базе кафедры в рамках фестиваля регулярно проводятся дискуссионные площадки. В 2015 г. в ГЭЛ работала дискуссионная площадка «Учителя и ученики в условиях полиэтнического класса» (модераторы – О.И. Дмитриева, М.И. Орлов). В 2016 году дискуссионная площадка «Работа учителя русского языка в условиях полиэтнического класса» проводилась совместно СОИРО и СГУ (модератор Г.М. Алтынбаева). В 2017 году силами кафедры была организована дискуссионная площадка «Учитель-бакалавр и учитель-магистр в современной школе» (модераторы – О.И. Дмитриева, М.И. Орлов). В 2018 году модераторами дискуссионной площадки «ФГОС среднего общего образования глазами участников образовательного процесса» стали М.И. Орлов, О.И. Дмитриева, К.М. Зайнетдинова. В 2023 году дискуссионную площадку «Учитель в зеркале слова» О.И. Дмитриева вела совместно с деканом факультета ППиСО Т.Г. Фирсовой.

Одной из форм сотрудничества кафедры с учителями является проведение научно-практической конференции «Проблемы современного школьного филологического образования» при участии вузовских преподавателей и учителей Саратовской области. Конференции проводятся не реже одного раза в два года. Тематика определяется актуальностью для современного школьного образования. Последняя конференция прошла 2 ноября 2023 г. и основными обсуждаемыми на ней проблемами стали актуальные вопросы обучения русскому языку и литературе в школе, медийное образование школьника: проблемы и тенденции, внеурочная работа учителя-словесника.

Базовая кафедра ведет научно-методическое консультирование учителей-словесников и разработку инновационных форм организации учебного процесса. На кафедре проводится научно-методическая работа по направлению «Текст в школьной практике преподавания словесности» (разработка концепции, организация базы для эмпирического анализа, работа по теории и практике написания школьного сочинения); ведется научно-методический анализ олимпиадных материалов по русскому языку и литературе. Было подготовлено и опубликовано совместно с СОИРО учебно-методическое пособие «Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников: муниципальный этап. Русский язык и литература», которое победило в конкурсе на лучшую научную книгу «Гуманитарная книга – 2021» в номинации «Языкознание. Литература. Литературоведение. Устное народное творчество».

Кафедра участвует в разработке проблемы «Образовательные технологии в практике высшей и средней школы». При активном участии ее преподавателей была подготовлена коллективная монография «Образовательные технологии в высшем педагогическом образовании/ Е.Г. Елина, О.И. Дмитриева, М.В. Храмова [и др.]; под общ. Ред. Е.Г. Елиной. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. – 188с.: О.И. Дмитриева (введ., гл. 4), Л.В. Зимина (гл. 2), М.И. Кабанова (гл. 4), А.В. Раева (гл. 4)».

Зав. кафедрой О.И. Дмитриева принимала участие в работе двух межрегиональных конференций по вопросам модернизации педагогического образования (Москва, 2014 и 2015 гг.), двух Всероссийских съездов учителей русской словесности (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова 7-9 ноября 2018 года и 5-7 ноября 2019 г.), участвовала в работе всероссийского форума «Современное развитие педагогического образования» (Грозный, 28-29 сентября 2029 г.), «круглого стола» «О состоянии и перспективах развития педагогического образования в Российской Федерации» Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре (Москва, Федеральное собрание Российской федерации, 7 ноября 2019 г.), II Всероссийского форума «Педагогическое образование в российском классическом университете» (Москва, РАО, 21-22 марта 2023 года).

Работа со школьниками

Работа со школьниками реализуется в рамках организованного научно-методического сопровождения исследовательской деятельности учащихся, систематической работы с мотивированными учащимися и разработке основ проектной работы в школе, организации и проведении школьных дней науки, конференций. Одной из важных форм деятельности кафедры является участие преподавателей в подготовке и проведении предметных олимпиад муниципального и регионального этапов, выступление вузовских преподавателей с лекциями и беседами, привлечение школьников к участию в конкурсах, проводимых Институтом филологии и журналистики.

Формами систематической работы со школьниками ГЭЛ преподавателей кафедры стали проведение спецкурсов «Русская филология в медиапространстве» (10 кл.), «Текст в системе изучения словесности в школе» (9 кл.), создание научно-исследовательской группы медиа проекта «Русские писатели в Саратовском крае», консультирование по вопросам современного литературного процесса.

Годовая программа предпрофильной подготовки «Работа с текстом как подготовка к написанию сочинения», подготовленная Г.М. Алтынбаевой и А.В. Раевой, победила на областном конкурсе программ предпрофильной подготовки и профильного обучения в 2016 году (СОИРО).

На кафедре была организована работа с лицеистами 8-9 классов ГЭЛ под руководством Л.В. Зиминой и А.В. Раевой для участия в конкурсе аудио / видео чтения произведений классической литературы «Читаем классику», проводимом Музеем-усадьбой Н.Г.Чернышевского в рамках Года литературы. А.В. Раева и Л.В. Зимина получили за эту работу благодарственные письма Администрации МУ «Город Саратов».

Преподаватели кафедры участвуют в проведении школьных научных конференций, в работе жюри школьных конференций разного уровня, организуют квесты и викторины краеведческой направленности, дни ГЭЛ в ИФиЖ и дни ИФиЖ в ГЭЛ.

Ежегодно в День лицеиста 19 октября кафедрой проводятся кафедральные  дни: «В начале жизни школу помнят все» (2015 г.), «Саратовские писатели – детям» (2016 г.), «Учиться надо весело…» (2017 г.), «Да здравствует лицей!», посвященный 110-летию СГУ и 100-летию педагогического образования (2018 г.).

Олимпиадная работа

Л.В. Зимина – председатель жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады по литературе; член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады по литературе.

М.И. Кабанова – председатель жюри муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

Г.М. Алтынбаева – член жюри муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

А.В. Раева – член жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, председатель жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

С.А. Семеновская – член жюри муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

И.С. Захарова – член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

Опыт олимпиадной работы кафедры был обобщен в учебно-методическом пособии «Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников: муниципальный этап. Русский язык и литература», изданном совместно с СОИРО в 2021 г.

Преподаватели кафедры принимают участие в проведении промежуточной аттестации в форме устных переводных экзаменов по русскому языку и литературе в 5-8 классах МОУ ГЭЛ в качестве председателей предметных комиссий

Одной деятельности кафедры стали выездные заседания на базе ГЭЛ научно-методического совета СГУ по педагогическому образованию. Выездные заседания позволяют увидеть, проанализировать и оценить разные формы сетевого взаимодействия "вуз – школа": демонстрацию школьного урока, сопровождавшегося методической поддержкой преподавателей кафедры, проведение бинарного урока преподавателем кафедры и школьным учителем, демонстрацию результатов научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, организованной при поддержке кафедры.

История

Кафедра русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «Гуманитарно-экономический лицей» г. Саратова была открыта в сентябре 2013 года в рамках договора о взаимодействии Саратовского национального исследовательского университета имени Н.Г. Чернышевского и МОУ «Гуманитарно-экономический лицей» г. Саратова (ГЭЛ) по решению Учёного совета университета. Она стала первой кафедрой в России, открытой вузом на базе школы. На кафедре работают как преподаватели СГУ, так и сотрудники из числа работодателей. В разные годы на кафедре работали доцент К.М. Зайнетдинова, которая в то время заведовала одной из кафедр СОИРО, директор Лицея прикладных наук Н.В. Глущенко, в настоящее время кафедра сотрудничает с директором Дворца творчества детей и молодежи Н.А. Муковозовым.

Основная цель кафедры - участие в экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

В числе ее задач:

  • использование учебно-методического потенциала МОУ «Гуманитарно-экономический лицей» в подготовке учителей-словесников для Саратова и Саратовской области;

  • практическая подготовка студентов – будущих учителей, представляющая собой реализацию части образовательной программы и включающая возможность проведения всех видов учебных занятий, организацию учебной и методической работы по дисциплинам в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры направления «Педагогическое образование», организацию педагогических практик;
    повышение квалификации научно-педагогических кадров;

  • организация научно-исследовательской работы с учащимися лицея;

  • учебно-методическое и научно-методическое обеспечение различных видов педагогической подготовки учителей-словесников;

  • проведение совместных мероприятий Института филологии и журналистики СГУ и ГЭЛ: педагогических конференций, семинаров, круглых столов, мастер-классов, направленных на поддержание высокой репутации учителя-словесника;

  • организация и проведение всероссийских, областных, городских, университетских конкурсов и олимпиад филолого-журналистского цикла для гуманитарно ориентированных старшеклассников, организация дополнительных форм занятий, связанных с проблемами медиаобразования.

Обозначенные в Положении о базовой кафедре цели и задачи определяют основные направления ее работы.

Учебная нагрузка кафедры соответствует ее профилю: методики обучения русскому языку и литературе, основы стилистики и риторики в школе, специальные курсы методики применения образовательных технологий при обучении русскому языку и литературе в школе, менеджмент в образовании, современные средства оценивания результатов обучения, выразительное чтение, пропедевтические дисциплины, педагогические практики.

Сотрудники, студенты и аспиранты ИФиЖ ежегодно публикуют сотни научных статей, авторские и коллективные монографии, принимают участие в сотнях конференций, выигрывают гранты.

Наука

Основные научные направления

  • Проблемы современного школьного филологического образования

  • Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка

  • Проблемы преподавания современной русской словесности в школе

  • Литература и театр

  • Методика применения образовательных технологий в школьном и вузовском филологическом образовании

Публикации

Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка: Материалы VI Международного научного семинара, посвященного памяти проф. Э.П. Кадькаловой. Саратов, 27-28 октября 2016 г. / Отв. ред.  О. И. Дмитриева, С.А. Семеновская. Саратов: Амирит, 2016. 273 с.

Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка: Сборник статей по материалам VII Международного научного семинара, посвященного 110-летию Саратовского государственного университета. Саратов, 1 ноября 2019 г. / Отв. ред. О.И. Дмитриева, Саратов: Амирит, 2020. 152 с.

Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников: муниципальный этап. Русский язык и литература: учебно-методическое пособие / Г.М. Алтынбаева, В.И. Громова, Л.В. Зимина, М.И. Кабанова, О.В. Лапшина, Н.М. Мокина, А.В. Раева, С.А. Семеновская. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. 184 с.

Динамические аспекты русского словообразования / О.Ю. Крючкова, Л.В. Балашова, О.И. Дмитриева [и др.]; под ред. О.И. Дмитриевой, О.Ю. Крючковой.  Саратов: Издательство Саратовского университета, 2021. 228 с.

Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка: Материалы VIII Международного научного семинара, Саратов, 28-29 октября 2021 г. / Отв. ред. О.И. Дмитриева, С.А. Семеновская. – Саратов: Амирит, 2022. 111 с.

ВШколу.ру/ Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Институт филологии и журналистики. М.: ООО «Школьная летопись», 2023.122 с. [Книга Друзей]

Проекты

Моя профессия – учитель
Моя профессия – учитель
Круглый стол
Моя профессия – учитель
Слово в языке и тексте
Слово в языке и тексте
Научно-методический кружок
Слово в языке и тексте
Творческая лаборатория будущего учителя-словесника
Творческая лаборатория будущего учителя-словесника
Объединяет заинтересованных в творческом профессиональном развитии магистрантов и студентов бакалавриата педагогического профиля обучения
Творческая лаборатория будущего учителя-словесника
Научно-методический семинар для учителей
Научно-методический семинар для учителей
«Формирование единой информационно-образовательной среды в модели сетевого взаимодействия "школа – вуз"»
Научно-методический семинар для учителей