Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
Кафедра начального естественно-математического образования
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Визитка

 Морозова Елена Евгеньевна
Морозова
Елена
Евгеньевна

Направления деятельности

Инновационная деятельность кафедры в области педагогического  образования осуществляется в нескольких направлениях:

1.Сотрудничество с образовательными учреждениями г. Саратова и Саратовской области в ходе работы инновационных площадок

С 2017 г. кафедра осуществляет руководство:

  • региональной инновационной площадкой (приказ Министерства образования Саратовской области № 1288 от 22.05.2017) «Формирование исследовательского отношения к окружающему миру у младших школьников средствами экологического проектирования» (до 30 сентября 2021 года) на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60 имени Героя Советского Союза П. Ф. Батавина» Ленинского района города Саратова (рук. Морозова Е.Е.).

  • региональной инновационной площадкой (приказ Министерства образования Саратовской области № 1288 от 22.05.2017) «Развитие инновационной деятельности ДОУ средствами экологического взаимодействия в системе: воспитанники, родители, педагоги, научная общественность»  (до 31 декабря 2022 года) на базе МАДОУ «Центр развития ребенка − детский сад № 123 «Планета Детства» города Саратова (рук. Морозова Е.Е.).

  • региональной инновационной площадкой (приказ Министерства образования Саратовской области № 651 от 18.04.2023) «Формирование основ эколого-патриотической культуры младших школьников» (до 28 февраля 2026 года) на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60 имени Героя Советского Союза П. Ф. Батавина» Ленинского района города Саратова (рук. Морозова Е.Е.).

Предложено на основе современной  методологии научного исследования обоснованное решение теоретически и практически значимой педагогической  задачи реализации процессов развития исследовательской и творческой деятельности дошкольников и младших школьников средствами экологического проектирования. Показана значимость и эффективность использования компетентностного  подхода в системе начального естественно-математического образования.

Ин. площадка в 60 школе
Инновационная площадка на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60» Ленинского района города Саратова. Педагог Е.И. Сапоненко, выпускник магистратуры по профилю «Начальное образование»
Ин. площадка СГУ
Педагог МОУ «СОШ № 60» И.В. Никешина выступает с докладом на факультете

2. Участие в реализации региональных проектов в рамках программы «Развитие институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих  организаций в  Саратовской области»:

  • «Реализация  проекта  «Тайны городского парка»  (или секрет губернатора А.Д. Панчулидзева) в образовательном пространстве Саратовского региона» (проект № 66/ МВП-С при поддержке и по договору Правительства  Саратовской области).
     
  • «Реализация проекта «Живая карта Земли Саратовской» в образовательном пространстве Саратовского региона» (проект № 158/ МВП-С от 13.09. 2019 при поддержке и по договору Правительства  Саратовской области).
     
  • Реализация проекта «Фестиваль детских экологических театров Саратовской области» (соглашение № 174/ МВП-С от 25.12.2020 по договору Правительства Саратовской области).
     
  • Реализация проекта «Игра-стратегия «Портрет родного города»: духовно-нравственные ориентиры молодого поколения» (проект № 23-1-000018 получил грантовую поддержку ежегодного областного конкурса социальных проектов в рамках реализации подпрограммы «Развитие институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» в 2023 г.).

3. Развитие экологического движения детских театральных коллективов в рамках Областного фестиваля детских экологических театров «Через искусство - к Зеленой  планете» (2006-2024 гг.) на базе образовательных  учреждений г. Саратова и Саратовской области.

Выставка к фестивалю
Выставка, подготовленная воспитанниками детского сада № 123 «Планета Детства» города Саратова к фестивалю детских экологических театров
Сагутдинова фестиваль
Ассистент кафедры Л.Н. Сагутдинова ведет мероприятие в рамках фестиваля детских экологических театров в МОУ «Лицей № 53»
Выступление фестиваль
Выступление коллектива детского экологического театра в МОУ «Лицей № 53»
Выступление фестиваль 2
Выступление коллектива детского экологического театра в МОУ «Лицей № 53»

4. Внедрение в практику образовательных учреждений проектных технологий, предполагающих включение субъектов образовательного процесса в социально- и личностно-значимую естественно-математическую деятельность.

 

Научно-исследовательская деятельность кафедры осуществляется в рамках инициативной темы – «Формирование основ эколого-патриотической культуры младших школьников». В её содержании приоритетными определены развитие исследовательских компетенций субъектов образовательного процесса, организация эколого-патриотического воспитания, формирование ценностного отношения к природе. Результаты деятельности кафедры апробируются в ходе работы региональной инновационной площадки (приказ № 651 от 18.04.2023 Министерства образования Саратовской области) на базе МОУ «СОШ № 60» имени Героя Советского Союза П.Ф. Батавина.

История

Кафедра начального естественно-математического образования обеспечивает чтение всех курсов естественно-математической направленности по специальностям факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета Н.Г. Чернышевского.

В 2004 году кафедра объединила преподавателей естественных наук, которые раньше работали на кафедре педагогики начального и дошкольного образования, и специалистов в области математики и методики ее преподавания, перешедших с кафедры методики начального обучения. Традиции в преподавании естественно-математических наук заложены давно и успешно поддерживаются преподавателями кафедры. Заведует кафедрой доцент Е.Е. Морозова. В 2008 году она защитила докторскую  диссертацию «Эколого-морфологический анализ видов хирономид рода Cryptochironomus Kieffer (Diptera, Chironomidae) Палеарктики».  Работая на факультете, защитили кандидатские диссертации О.А. Исаева, О.И. Ларионов, О.А. Литвинова, О.А. Федорова.

Кафедра ведет серьезную научную и методическую работу по актуальным направлениям преподавания естественных и математических наук в начальной школе.

Математическую подготовку будущих учителей начальных классов ведут доценты  П. М. Зиновьев, О. А. Федорова. Их имена хорошо знают выпускники факультета и учителя школ, с которыми они тесно сотрудничают. Основной принцип их работы – подготовить студентов к преподаванию математики по любому учебнику для начальной школы, а это означает осознанное освоение  математической теории и понимание ее реализации в конкретном учебнике. С 2014 года занятия по математическим дисциплинам ведут ст. преподаватель Ю. В. Амелина и  ассистент Л. Н. Соболева.  Для большинства разделов вузовского курса математики  преподавателями подготовлены методические пособия, сборники задач и упражнений, которые используются студентами, учащимися колледжей и училищ, учителями начальных классов.  Доцент Т. И. Фаддейчева издала серию тетрадей с печатной основой для учащихся начальной школы по математике, которые пользуются неизменным спросом и большой популярностью, как у педагогов, так и у школьников. Она также много лет возглавляла экспертную группу по аттестации учителей начальных классов на высшую квалификационную категорию при Министерстве образования Саратовской области.

Естественно-научную подготовку будущих учителей начальных классов обеспечивают зав. кафедрой Морозова Е.Е., доц. О.А. Исаева, доц. О.И. Ларионов. Преподаватели кафедры совместно с сотрудниками Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, представителями Саратовского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общества охраны природы» (СРО ВООП), научной общественностью региона  приняли участие в разработке Концепции непрерывного экологического образования населения Саратовской области на 2009-2019гг. На базе образовательных  учреждений г. Саратова и Саратовской области реализованы экологообразовательные проекты: «Растем вместе», «Школа добрых дел», «Мир комнатных растений», «Мой зеленый друг», «Птицы в нашем городе», «Сохраним природу родного края», «Сохраним природный парк «Кумысная поляна»», «Зеленая Аллея Памяти», «Тайны городского парка (или секрет губернатора А.Д. Панчулидзева)», «Живая карта Земли Саратовской» и др. 

Преподаватели кафедры много лет активно сотрудничают с ГАУ ДПО «СОИРО»: принимают участие в переподготовке педагогов по программе «Педагогика и методика начального образования», читают лекции на курсах повышения квалификации для учителей начальных классов.

Решением Президиума Российской Академии  Естествознания (от 13.11.2012) кафедра награждена дипломом «Золотая кафедра России» серии «Золотой  фонд отечественной  науки».

В 2012-2016 гг. кафедра организовала работу экспериментальной площадки  «Формирование экологической  компетентности школьников  в ходе обучения решению экологических  проблем» на базе МОУ СОШ № 53, МОУ СОШ р.п. Пушкино Советского района Саратовской  области, МОУ «Гимназия № 4» г. Саратова)  (выписка из протокола заседания научно-методического совета ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» от 26.11.2012г.). 

В 2012-2016 гг. кафедра провела:

  • Областной интерактивный форум «Экологические инициативы молодежи»;

  • Региональный  конкурс творческих работ школьников и студентов «Сохраним природу родного края»;

  • Учебно-методический семинар «Реализация ФГОС в начальной школе в условиях обучения Л.В. Занкова» на базе МОУ «СОШ №6» г. Саратова;

  • Семинар «Реализация ФГОС» в рамках курсов по переподготовке учителей  начальной школы (ИДПО  СГУ); 

  • Дискуссионный клуб «Проблемы сетевого взаимодействия субъектов экологообразовательной деятельности» в рамках Педагогического Гайд-парка;

  • Дискуссионный клуб «Возможно ли формирование универсальных учебных действий средствами математики» в рамках Педагогического Гайд-парка;

  • Встречу выпускников «10 лет спустя»;

  • Областной экологический фестиваль  «Сохраним «Природный парк «Кумысная поляна» (13 мая 2014; Саратов);

  • Областной студенческий форум «Развитие социально-экологического взаимодействия субъектов саратовского образовательного пространства  средствами сетевого проекта «Зеленый маршрут»  (23 декабря 2014; Саратов);

  • Студенческий Областной  форум  «Реализация проекта  «Зеленая Аллея Памяти» в образовательном пространстве Саратовской области» (10 апреля 2015; Саратов);

  • Областной семинар  «Проблемы озеленения  территорий образовательных  учреждений» (4 октября  2014; Саратов) на базе Министерства Природных ресурсов и экологии Саратовской области;

  • Всероссийскую   научно-практическую очно-заочную конференцию «Актуальные  проблемы непрерывного экологического образования» (15 ноября 2016; Саратов);

  • Методический проект «Организация исследовательской деятельности младших школьников при изучении математики».

  • В 2017–2023 гг. сотрудниками кафедры совместно с начальником Волжского  отдела  образования Комитета по образованию администрации МО «Город Саратов»  Л.Н. Топорковой в рамках профориентационного проекта «Марафон профессионального развития» и  педагогической подготовки организуются для студенческих групп (направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование») встречи, дающие возможность, не только пообщаться с администрацией образовательных учреждений г. Саратова, но и посетить уроки высококвалифицированных специалистов. Кафедра активно проводит профориентационные встречи со школьниками г. Саратова и области (Дни открытых дверей и др.). Важное место отводится формированию у будущих студентов положительного образа учителя и повышению мотивации к педагогической профессии.

Кафедра участвует  в экспертизе творческих работ участников Областной научной конференции «Инициатива молодых» секция «Современные проблемы в естественных науках»,  в работе жюри Областного конкурса «Учитель года», в работе  жюри Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».

Реализованы региональные гранты и проекты:

  • Социальный  проект   «Внедрение модели образовательно-воспитательной программы «Зеленая Аллея Памяти» (2006г.); фонд «Саратовская губерния».

  • Социальный  проект «Развитие экологического движения детских театральных коллективов» (при поддержке и по договору № 01 -02/134  от 25.06.2012 г. Администрации муниципального образования «Город Саратов»).

  • Социальный  проект «Ключи жизни родного края» (при поддержке и по договору № 183/ КОC-C от 19 ноября 2012 г. Комитета общественных  связей и национальной  политики Саратовской  области и Правительства Саратовской области).

  • Социальный проект  «Развитие социально-экологического взаимодействия субъектов Саратовского образовательного пространства  средствами сетевого проекта «Зеленый маршрут» (при поддержке и по договору № 82/ КОC-C от 25сентября 2014 г. Комитета общественных связей и национальной  политики Саратовской  области и Правительства Саратовской области).

  • Социальный проект  «Развитие социально-экологического взаимодействия субъектов Саратовского образовательного пространства  средствами сетевого проекта «Зеленый маршрут» (при поддержке и по договору № 82/ КОC-C от 25сентября 2014 г. Комитета общественных связей и национальной  политики Саратовской  области и Правительства Саратовской области).

  • Социальный проект  «Реализация эколого-социального проекта «Зеленый Уголок Памяти - Зеленая Аллея Памяти - Зеленая Роща Памяти» в образовательном пространстве Саратовского региона»  (при поддержке и по договору  № 110/КОС-с от 11.12.15 Комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области и Правительства Саратовской области)

  • В 2023 году социальный проект «Игра-стратегия «Портрет родного города»: духовно-нравственные ориентиры молодого поколения».

Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Наука

Публикации

Сборники научных работ:

  • Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области: межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. Е. Е. Морозова. Саратов: Издательский центр «Наука», Выпуски 1- 17.

  • Актуальные вопросы начального естественно-математического образования. Сборник научных трудов / отв. ред. П. М. Зиновьев. Саратов: Издательский центр «Наука», Выпуски 1- 11.

Монографии:

  • Морозова Е.Е. Хирономиды рода Cryptochironomus Kieffer (Diptera, Chironomidae). Монография. Издательский дом «LAP LAMBER Academic Publishing». 2013. 392с. ISBN -13 978-3-659-11147-1 ISBN – 10: 3659111473 EAN: 978365 11471.

  • Литвинова О.А. Морозова Е.Е. Формирование основ экологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. - 256с. ISBN 978-5-292-04248-8. 

  • Морозова Е.Е., Федорова О.А. Формирование ценностного отношения к природе у младших школьников на основе проектной деятельности / Е.Е. Морозова, О.А. Федорова. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2015. 256 с. ISBN 978-5-292-04311-9.

  • Морозова Е.Е., Морозов В.И. Здоровьесберегающая деятельность в системах образования и здравоохранения. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2016. 152 с. ISBN 978-5-292-04381-2.

  • Ноосферная экология в становлении образовательных систем: коллективная научная монография / Под научной редакцией д.ф.н., д.э.н., проф., Заслуж. деятеля науки РФ А.И.Субетто /Авт. коллектив: С.Б.Барашкина, Е.М.Лысенко, Т.А.Молодиченко, Е.Е.Морозова, С.С.Мотавкина, А.Ж.Овчинникова, Г.С.Розенберг, О.А.Рагимова, И.В.Сергеева, Е.С.Сергеева, А.И.Субетто, А.О.Фетисенко, Х.Р.Хасаев, Г.В.Шляхтин, А.К.Шульженко, А.Н.Чумаченко, Г.И.Чигурова, О.И.Юдакова СПб.: Астерион,2017.266 с.

  • Морозова Е. Е. Ноосферный модус современных педагогических технологий саморазвития субъектов образования / Т. А. Молодиченко, Е. Е. Морозова, А. Ж. Овчинникова, Е. Г. Евдокимова, О. В. Корчагина. Саратов: Амирит, 2017. гл. III. С.102-167. 208 с. ISBN 978-5-9500318-4-7.

  • Морозова Е.Е., Макарова Л.Н., Иванова Е.В., Марченко Н.А., Вестернина Ю.В., Поплавская Н.В. Развитие инновационной деятельности ДОУ средствами экологического взаимодействия в системе: воспитанники, родители, педагоги, научная общественность. Методическое  пособие для педагогов дошкольного и начального образования. Саратов: Амирит, 2018. 116с.

  • Морозова Е.Е., Тотфалушина Л.А., Макарова Л.Н., Никешина Т. В., Филинюк Е.А., Чурикова О.В., Мельник Е.Г., Шишаева Т.В., Карпенко И.В. Формирование следовательского отношения младших школьников к окружающему  миру средствами экологического проектирования. Учебное пособие для педагогов дошкольного и начального образования. Саратов: Амирит, 2018. 153с.

  • Молодиченко Т.А., Морозова Е. Е., А. Ж. Овчинникова, С. Б. Барашкина.  Педагогические основы развития личности в процессах проектирования ноосферного пространства регионов России / Т. А. Молодиченко, Е. Е. Морозова, А. Ж. Овчинникова, С. Б. Барашкина  / Под науч. ред. д.ф.н., д.э.н., к.т.н., профессора, Заслуженного деятеля науки РФ Субетто А. И. Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2019.  гл. I. С. 15-17. гл. IV. С. 70-123. 234 с. ISBN978-5-9999-3188-7.

  • Морозова Е. Е. Образовательная деятельность школьников в контексте ноосферной стратегии жизнедеятельности // Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том  девятый. Ноосферное человековедение как основа ноосферной парадигмы образования, воспитания и просвещения: коллективная научная монография (на основе материалов IX Международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве», состоявшейся 12-13 декабря 2019 года в Смольном институте РАО в Санкт-Петербурге) / Под науч. ред. Заслуженного деятеля науки РФ, президента НОАН, директора ЦНР СЗИУ, председателя ФС РКО, вице-президента ПАНИ, главногонаучного сотрудника СИРАО А. И. Субетто. СПб.:Астерион, 2019. гл. 8. С. 221-227. 674 с. ISBN 978-5-00045-794-8.

  • Морозова Е. Е. Развитие ноосферно-образовательного общества в условиях глобальных вызовов // Ноосферная парадигма россиеведения, евразийства и устойчивого развития как основа становления ноосферного образования в России XXI веке: коллективная научная монография (X том серии «Ноосферное образование в евразийском пространстве» по материалам Х Международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском про-странстве», состоявшаяся 17–18 декабря 2020 года, СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ) : в 2-х кн. / Под науч. ред. д.ф.н., д.э.н., проф. А.И. Субетто и д.э.н., проф. В.А. Шамахова. СПб.: Астерион, 2020. Кн. 1. С. 105-114.

  • Морозова Е.Е. Развитие учения о ноосферногенетическом синтезе  наук  в условиях глобальных вызовов  // Синтез образования, воспитания и науки в ноосферной стратегии ин-новационного прорыва России : коллективная научная монография [по материалам ХI Международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве» (21 декабря 2021 г., СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ)] : в 2-х кн. / Под науч. ред. д.ф.н., д.э.н., проф. А.И. Субетто и д.э.н., проф. В.А. Шамахова.  СПб. : Астерион, 2021.  Кн. 1. С. 81-87. ISBN 978-5-00188-118-6. ISBN 978-5-00188-119-3 (Книга 1). ISBN 978-5-00188-120-9 (Книга 2).

Статьи Scopus:

Статьи ВАК:

  • Амелина Ю. В.  Организация дистанционной командной работы студентов ИТ-направлений // Информатика и образование. 2018. № 4 (293). С. 42-45. ISSN 0234-0453.

  • Морозова Е. Е. Решение проектной задачи «Школа добрых дел» в практике начального образования / Е. Е. Морозова, О. Ю. Дворжецкая // Начальная школа. 2018. № 1. С. 56-59. ISSN 0027-7371.

  • Морозова Е. Е., Исаева О. А. Эколого-патриотическое  воспитание  учащихся (проект «Зеленая Аллея Памяти») / Е. Е. Морозова, О. А. Исаева, Л. Н. Макарова // Биология  в школе. 2018. № 2. С. 39-45. ISSN 0320-9660.

  • Морозова Е. Е. Развитие субъектной позиции младшего школьника / Е. Е. Морозова, Л. Н. Макарова // Начальная школа. 2018. № 6. С. 10-15. ISSN 0027-7371.

  • Морозова Е. Е. Что такое красота? Проектно-исследовательская деятельность  // Дошкольное  воспитание. 2018. № 8. С.10-14. ISSN 0012- 561X.

  • Морозова Е. Е. Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру: диагностический аспект / Л. Н. Макарова, Е. Е. Морозова //  Сибирский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 45-50. ISSN 1813-4718.

  • Морозова Е.Е.  Современные тенденции развития экологического образования: взгляд  из будущего // Начальная школа. 2018. № 11. С. 55- 61. ISSN 0027-7371.

  • Тимофеева А. Г. Проблема школьной тревожности с позиций средового подхода // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Том 7. Выпуск 3 (27). С. 293-298. ISSN 2304-9790, ISSN 2541-9013.

  • Фаддейчева Т. И., Абушаева З. М. Подготовка будущего учителя к проектированию урока математики в начальной школе / Т. И. Фаддейчева. З. М. Абушаева // Инновации в образовании. 2018. № 7. С. 48-53. ISSN 1609-4646.

  • Фаддейчева Т. И., Абушаева З. М. Учебники математики: более 50 лет в школе / Т. И. Фаддейчева, З. М. Абушаева // Начальная школа. 2019. № 2. С. 69-70. ISSN 0027-7371.

  • Макарова Л. Н. Исследовательское отношение младших школьников к окружающему миру // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Выпуск 4 (32). С.374-378. ISSN 2304-9790, ISSN 2541-9013.

  • Амелина Ю. В. Перспективы использования современных технологий для повышения вовлеченности обучающихся / Ю. В. Амелина, Р. В. Амелин // Информатика и образование. 2020. № 1 (310). С. 28-34. ISSN 0234-0453.

  • Зиновьев П. М., Фаддейчева Т. И. Методико-математическая подготовка в колледже и вузе учителей начальных классов / П. М. Зиновьев, Т. И. Фаддейчева, З. М. Абушаева // Право и образование. 2020. № 5. С. 58-65. ISSN 1563-020X.

  • Морозова Е. Е., Исаева О. А. Как исследователем стать? / Е. Е. Морозова, О. А. Исаева,  Т. В. Никешина, Л. Н. Макарова  // Начальная школа. 2020. № 1. С. 42-49. ISSN 0027-7371.

  • Морозова Е. Е. «Зеленая Аллея Памяти» Эколого-патриотический проектр / Е. Е. Морозова, Е. В. Иванова, Н. А. Марченко, Ю. В. Вестернина // Дошкольное воспитание. 2020. № 3. С 24-28.  ISSN 0012-561X.

  • Морозова Е. Е. Что такое воспитание / Е. Е. Морозова, Е. В.  Шикина // Начальная школа. 2020. № 12.   С. 23-28.  ISSN 0027-7371.

  • Федорова О. А. Изучение симметрии в начальной школе // Начальная школа. 2020. № 5. С. 55-59. ISSN 0027-7371.

  • Ларионов О. И. Формирование у младших школьников представления о вращении Земли в контексте развивающего обучения // Начальная школа. 2021. №3. С. 34-38. ISSN  0027-7371.

  • Морозова Е. Е. «Технология мы решили строить дом» социально-нравственные ориентиры дошкольников / Е. Е. Морозова, А. О. Квашнева, Я. А. Чудинова // Дошкольное воспитание. 2021. №2. С. 8-14. ISSN 0012-561X.

  • Морозова Е. Е., Исаева О. А., Соболева Л. Н. В поисках тайн городского парка / Е. Е. Морозова, О. А. Исаева, Ю. В. Волков, Л. Н. Соболева // Биология в школе. 2021. №1. С. 64-71.  ISSN 0320-9660.

  • Морозова Е.Е. Гуманизация образовательного пространства - 2021: цифровизация образовательной среды (итоги международного форума) / Е. Е. Морозова, Саяпин Н.В., Зиновьева М.П. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образова-ния. Психология развития. 2021. Т. 10. № 2 (38). С. 176-184. ISSN 2304-9790 (print).

  • Федорова О. А. Моделирование как универсальное учебное действие // Начальная школа. 2021. №8. С. 33-37. ISSN  0027-7371.

  • Морозова Е. Е., Исаева О. А. Развитие взаимодействия младших школьников с комнатными растениями // Начальная школа. 2023. №1. С. 48-52. ISSN 1563-020X

Учебные пособия:

  • Морозова Е. Е., Опарин М. Л., Исаева О. А. Экологообразовательный проект «Живая карта Земли Саратовской». Учебное пособие для учащихся школы. Саратов: ИЦ «Наука», 2017. 90 с. ISBN 978-5-9999-2898-6.

  • Морозова Е. Е., Исаева О. А., Волков Ю. В., Никешина Т. В., Макарова Л. Н. Экологический проект «Тайны городского парка» (или секрет губернатора А. Д. Панчулидзева). Часть 2. Учебное пособие для учащихся образовательных учреждений. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2018.  100 с. ISBN 978-5-9999-3096-5.

Учебно-методические пособия:

  • Зиновьев П. М., Фаддейчева Т. И. Дистанционное обучение. Бакалавриат. Практикум по решению задач: Учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование». Ч. I. / Сост. П. М. Зиновьев, Т. И. Фаддейчева. Саратов: ИЦ «Наука», 2017. 80 с. ISBN 978-5-9999-2674-4.

  • Морозова Е. Е., Федорова О. А., Макарова Л. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников. Методическое пособие для студентов педвуза. Саратов: ИЦ «Наука», 2017. 80 с. ISBN 978-5-9999-2783-5.

  • Морозова Е. Е., Никешина Т. В., Кузьмина Н. А.  Экопроект «Лес своими руками». Часть 1. За лесными семенами». Учебное пособие для учащихся начальной и основной школы. Саратов: ИЦ «Наука», 2017. 64 с. ISBN 978-5-9999-2783-5.

  • Морозова Е. Е. Картина мира современного ребенка. Учебное пособие для родителей.  Саратов: ИЦ «Наука», 2017. 36 с. ISBN 978-5-9999-2775-0.

  • Морозова Е. Е., Коротина Я. К. Экопроект «Что такое красота?». Учебное пособие для студентов педвуза. Саратов: Издательский центр «Наука», 2017. 36 с. ISBN 978-5-9999-2817-7.

  • Морозова Е. Е. Технология решения проектных задач  в практике начального и дошкольного образования. Учебное пособие для педагогов. Саратов: Амирит, 2017. 80 с. ISBN 978-5-6040143-3-2.

  • Фаддейчева Т. И., Абушаева З. М. Общие вопросы методики обучения математике младших школьников. / Т. И. Фаддейчева., З. М. Абушаева. Саратов: Издательский центр «Наука», 2017. 100 с. ISBN  978-5-9999-2878-8.

  • Фаддейчева Т. И., Федорова О. А. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников (Теоретические основы): Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Дошкольное образование». / Т. И. Фаддейчева, О. А. Федорова. Саратов: Издательский центр «Наука», 2017. 100 с. ISBN 978-5-9999-2857-3.

  • Федорова О. А. Образовательный проект «В царстве симметрии»: Учебное пособие для детей младшего школьного возраста. Саратов: Издательский Центр «Наука», 2017. 40 с.  ISBN 978-5-9999-2853-5.

  • Зиновьев П. М., Фаддейчева Т. И. Дистанционное обучение. Бакалавриат. Практикум по решению задач: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование». Часть II / Сост. П. М. Зиновьев, Т. И.Фаддейчева.  Саратов: Издательский Центр «Наука», 2018. 108 с. ISBN 978-5-9999-2674-4.

  • Морозова Е. Е. Экологообразовательный проект «Мир прошлого, настоящего и будущего глазами ребенка». Учебное пособие для педагогов. Саратов: Амирит, 2018.  64 с. ISBN 978-5-6040341-7-0.

  • Фаддейчева Т.И., Абушаева З.М. Методика обучения математике в начальной школе. Частные вопросы  (Часть 2): Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01. «Педагогическое образование», профиль подготовки  «Начальное образование». Издание 2 дополненное и переработанное / Сост. Т. И. Фаддейчева, З. М. Абушаева. Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2018. 104 с. ISBN 978-5-9999-2168-0,  ISBN 978-5-9999-3105-4 (ч. 2).

  • Зиновьев П. М. Математика: Учебно-методическое пособие для студентов направления «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование». Часть I. 3-е изд., перераб. и доп. Саратов: Издательский Центр «Наука», 2019. 98 с. ISBN: 978-5-9999-1629-7.

  • Морозова Е.Е., Исаева О.А. Мой Зеленый Уголок. Учебное пособие для организации внеурочной деятельности школьников / Е. Е. Морозова, О. А. Исаева. Саратов: ИЦ «Наука», 2019. 96 с. ISBN: 978-5-9999-3190-0.

  • Морозова Е.Е., Исаева О.А. Организация экологических экскурсий с младшими школьниками. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и ссузов / Е. Е. Морозова, О. А. Исаева, Т. В. Никешина, Л. Н. Соболева, Ю. В. Хомицкая, А. Ю. Никишина, А. В. Пестышева. Саратов: ИЦ «Наука», 2019. 45 с. ISBN: 978-5-9999-3288-4.

  • Морозова Е.Е. Школа, друзья, мечта. Учебное пособие для организации внеурочной деятельности школьников.  Саратов: ИЦ «Наука», 2019. 72 с. ISBN 978-5-9999-3127-6.

  • Фаддейчева Т. И., Федорова О. А. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Дошкольное образование». Часть II / Т. И. Фаддейчева, О. А. Федорова. Саратов: Издательский Центр «Наука», 2019. 120 с. ISBN: 978-5-9999-3237-2.

  • Фаддейчева Т. И., Федорова О. А. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Дошкольное образование». Часть III / Т. И. Фаддейчева, О. А. Федорова. Саратов: Издательский Центр «Наука», 2019. 108 с. ISBN: 978-5-9999-3238-9.

  • Зиновьев П. М. Математика: Учебно-методическое пособие для студентов направления «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование». Часть II. 3-е изд., перераб. и доп. Саратов: Издательский Центр «Наука», 2020. 84 с. ISBN 978-5-9999-1962-5.

  • Морозова Е. Е. Реализация проекта «Зеленая Аллея Памяти» в образовательном пространстве: учебное пособие / Е. Е. Морозова. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. 80 с. ISBN 978-5-4499-0474-4.

  • Морозова Е.Е., Исаева О.А. Развиваем экологические традиции Саратовского региона. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и ссузов, для педагогов и работников системы образования. – Саратов: ООО «Амирит», 2021.  158 с. ISBN 978-5-001-40-804-8.