Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх

В среду, 10 апреля, в Саратовском университете состоялось заключительное пленарное заседание проектно-аналитической сессии «Социоцентра» – оператора программы «Приоритет 2030». Участники шести групп презентовали проекты, в которых предлагали варианты создания целевых моделей вуза по разным направлениям.

Финальным докладам предшествовала усиленная работа по четырём тактам: «Текущая ситуация», «Целевая модель», «Проблематизация», «Организационные решения».

Участвовали в итоговом заседании ректор СГУ А.Н. Чумаченко, проректоры, руководители структурных подразделений, члены групп.

Работу команд оценивали заместитель директора по науке и сетевому взаимодействию ФГАНУ «Социоцентр» Г.Н. Суворов, а также эксперты оператора программы «Приоритет 2030» А.М. Кузьмин, А.В. Фетисов, С.В. Рябченко.

Посетили заседание и индустриальные партнёры СГУ:

– начальник отдела аспирантуры и докторантуры, доцент кафедры патологической анатомии, руководитель экспериментального отдела Центра коллективного пользования «Экспериментальная онкология» Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского, врач-патологоанатом Саратовской городской больницы № 1 имени Ю.Я. Гордеева Н.А. Наволокин (стратпроект «Технологии персонализированной медицины»);

– начальник группы перспективных разработок импульсных источников излучения научно-производственного предприятия «Инжект» С.А. Портнов (стратпроект «ИКТ – Электроника»);

– научный сотрудник акционерного общества «Иниус» О.В. Бурухина (стратпроект «Химия и новые материалы»).

Учёные, преподаватели и сотрудники СГУ выдвигали разные подходы к решению поставленных экспертами задач. Оказывали поддержку командам проректор по научной работе и цифровому развитию А.А. Короновский и руководитель приоритетных проектов и программ Е.Г. Елина.

Начальник Управления цифровых и информационных технологий Л.В. Бессонов представил целевую модель, систему управления и финансовую политику СГУ. Команда разработала своё видение «дефицитов» и «разрывов» в сложившемся университетском контуре. Леонид Валентинович отметил, что амбицией вуза является формирование научного фронтира, отвечающего на запросы индустрии нового поколения.

Доцент кафедры материаловедения, технологии и управления качеством, старший научный сотрудник учебной лаборатории цифровых медицинских технологий Д.В. Терин рассказал о системе управления партнёрствами в СГУ. Денис Владимирович предложил развивать устойчивые связи с корпорациями на международном, федеральном и региональном уровнях. Участники группы отметили необходимость создания единой системы управления партнёрствами, благодаря чему вуз сможет проводить экспертную оценку предложенных внешних проектов и обеспечивать единое взаимодействие с коллегами с предприятий.

О влиянии стратегических проектов на внутренний контур университета говорили доцент кафедры динамического моделирования и биомедицинской инженерии, лаборант той же кафедры Ю.М. Ишбулатов и программный директор Центра «Точка кипения», доцент кафедры медицинской физики А.П. Рытик. Участники команды отметили, что в СГУ действует отлаженное взаимодействие научных и образовательных процессов благодаря органичному развитию стратегических проектов. По мнению докладчиков, университет должен не следовать требованиям рынка, а задавать его тренды с учётом собственных преимуществ. Группа предложила расширить экспертную помощь со стороны индустриальных партнёров и подтвердила, что необходимо продолжать плановые преобразования в вузе.

Заведующий кафедрой динамического моделирования и биомедицинской инженерии А.С. Караваев рассказал о влиянии стратегических проектов на внешний контур. Группа подняла проблему трансфера разрабатываемых в СГУ технологий на рынок. Среди путей решения этой задачи команда назвала создание управления по системной работе с абитуриентами, трансформацию целевой модели университета, расширение функционала и усиление кадрового состава Управления научной деятельности. Команда обратила внимание на ресурсы Саратовского университета, которые выгодно отличают СГУ от других вузов: человеческий капитал, инновационные образовательные практики, крепкие и эффективные горизонтальные и вертикальные связи, уникальное оборудование, сформированный бренд.

Куратор стратегического проекта «ИКТ-электроника», заместитель директора по научной работе Института физики, заместитель руководителя по организационной работе Научного медицинского центра СГУ, доцент кафедры радиофизики и нелинейной динамики А.В. Слепнёв презентовал идеи группы «Научная политика: исследования и разработки». Команда видит амбицию вуза в научном превосходстве в областях персонализированной медицины, ИКТ и электроники, химии и новых материалов и педагогики. Среди проблем учёные выделили необходимость организованного междисциплинарного взаимодействия научных групп внутри университета, отсутствие якорных партнёров, утечку кадров, а также сложности коммерциализации технологий.

По мнению группы, развитие научной политики лежит в области роста инвестиций в университет, развития современной материально-технической базы, увеличения процента коммерциализации интеллектуальной собственности. Для решения текущих задач группа предложила создать в университете структуры внутренней и внешней синхронизации, которые объединят потребности вуза и индустрии.

Коллеги указали на необходимость продвигать научные технологии учёных СГУ на рынке, предлагать фронтирные решения для партнёров, внедрять механизмы междисциплинарной научной коммуникации, выводить исследования и разработки на самоокупаемость, а также увеличивать количество образовательных программ с привлечением научных и бизнес-лидеров.

Доцент кафедры физической химии И.М. Гамаюнова и С.А. Шилова презентовали идеи по направлению «Образовательная политика». Коллеги предложили образовательную модель междисциплинарной подготовки, которая может стать частью стратегического проекта «Учитель в образовательной парадигме». Цель образовательной политики – создание конкурентноспособной междисциплинарной исследовательской магистратуры по приоритетным направлениям научного развития. 

По мнению группы, необходимо разрабатывать модули, направленные на формирование у студентов дополнительных междисциплинарных компетенций, востребованных у индустриальных партнёров, а также навыков в области проектной деятельности и работы с данными. Коллеги предложили также включить педагогический модуль в учебные планы непедагогических направлений.

Завершилась проектно-аналитическая сессия рефлексией групп и подведением итогов с участием ректора А.Н. Чумаченко и экспертов ФГАНУ «Социоцентр». Об этом читайте в нашей следующей новости.