Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне мы делимся воспоминаниями тех, чьи детские годы пришлись на тяжёлое для нашей страны время.         

Лариса Михайловна Лукьянова закончила классическое отделение ЛГУ, заведовала секцией классической филологии. Была членом УМО по классическому образованию. В Саратовском университете она долгие годы работала на кафедре зарубежной литературы и классической филологии, которая позднее была переименована в кафедру зарубежной литературы и журналистики, а в 2015 году была реорганизована в кафедру русской и зарубежной литературы. Лариса Михайловна вела занятия по латинскому и древнегреческому языкам, проводила еженедельные семинары и консультировала историков, занималась написанием учебно-методических пособий. 

 

Начало войны её семья – отец и беременная мама, которые до войны работали учителями средней школы, брат Юрий и сама Лариса Михайловна – встретила в городе Короча, который на тот момент принадлежал Курской (сейчас Белгородской) области. 10 сентября 1941 года случилось пополнение, родилась дочь Светлана. Однако вскоре после этого матери пришлось вернуться на работу. Учителя школы не только вели занятия, но и помогали ухаживать за ранеными, стирали бинты для госпиталя. Бинты сушились во дворе дома.

В конце 1941 года в квартиру семьи Ларисы Михайловны определили двух солдат-телефонистов с необычными для детей именами – Герку и Валерку, которые были добрыми и весёлыми. Прожили они там недолго, и девочка без них даже заскучала.

Поздней осенью того же года маму вызвали в НКВД и сказали, что их квартира станет явочной и периодически там будут появляться люди, которых никто не должен видеть. Доводы про наличие маленьких детей никто не принял, спорить было бесполезно.

К ним подселили девушку Асю, которая была очень молчаливой и замкнутой, детей на улицу тогда не выпускали, нельзя было допустить, чтобы соседи узнали о наличии внутри ещё одного человека. Однажды Ася исчезла на несколько дней, а затем вернулась ещё более грустной. После она исчезла уже навсегда, больше никто её не видел, и других людей на явку не приглашали. Уже в 1970-х годах Лариса Михайловна узнала, что Ася была разведчицей, которую перебрасывали через линию фронта.

В июне 1942 года город заняли немцы. К соседям подселили немецкого офицера. Лариса Михайловна вспоминает этот период: 

Лариса Михайловна Лукьянова

Мама очень боялась, что и к нам поселят немцев и пошла на такую хитрость: перестала убирать квартиру, у порога ставила помойное ведро, перестала даже подметать. Помогло. Квартирьеры заглядывали, но увидев трёх маленьких детей в грязной, пахнувшей помоями квартире, убирались восвояси.

При оккупантах жилось плохо, постоянно было холодно, топить буржуйку приходилось щепочками, но никакого тепла от них не было. Из еды были пшеничный суп и варёная свёкла. Настоящей отрадой для семьи был мёд – мама летом завела два улья и накачала довольно много мёда.

Зимой 1943 года под ударами Красной армии немцы начали отступать. Их бегство стало не меньшим кошмаром, чем оккупация. Каждый вечер дом наполнялся солдатами, ночи приходилось проводить на холодном полу кухни. 

Всем казалось, что отступление длилось слишком долго, солдаты приходили и уходили бесконечным потоком. Никто не хотел за собой убирать и стоял вечный бардак. В один из вечеров никто не пришёл, семья наконец смогла заснуть в комнате, но ночью всех разбудила соседка, шёл бой. Все побежали в подвал, с собой успели взять только воду и немного припасов. К утру всё стихло, вошли наши войска.

 В марте 1943 года жители стали получать по карточкам хлеб, иногда маленькие булочки. А в середине того же месяца начали поступать слухи о контрнаступлении, соперника удалось остановить всего в 25 километрах от города. И, когда казалось, что беда миновала, начались постоянные бомбежки.

Пришлось бежать из города, вначале к своей бабушке в Бехтеевку, а затем на хутор Красный пахарь, к родителям мамы. 

В середине лета неожиданно вернулся отец, который окончил институт военных переводчиков и взял короткий отпуск, в подарок привёз несколько больших кусков сахара и целую бобину ниток. 

Вскоре жизнь на хуторе изменилась, весь лес наполнился солдатами. Семью Ларисы Михайловны, кроме бабушки, выселили из хаты, в которой разместили штаб. Шла подготовка к Курской битве. После победы в ней фронт пошёл дальше, появилась возможность вернуться к дедушке, а позже и в собственную квартиру. Их двор и квартира сильно изменились – исчезла веранда, исчез забор, спилен росший во дворе каштан, исчезли все стулья (всё, вероятно, пошло на дрова). В комнате у окна сиротливо стоял порванный диван. Пропала вся посуда, а от домашней библиотечки, которую так любовно собирал отец, остались только учебники по механизации, биологии и толстый сборник стихотворений советских поэтов.

Лариса Михайловна Лукьянова

Через много лет я спросила у мамы, почему она в такой панике бежала с малыми детьми из города, оставив на произвол судьбы и квартиру, и всё нажитое имущество, тогда как другие (все наши соседи и знакомые) оставались при немцах в городе. Оказалось, что в конце оккупации одна фольскдойче, бывшая школьная учительница, сообщила маме, что её имя значится в списках на угон в Германию, и лучше бы ей отсидеться в каком-нибудь глухом углу.

В 1944 году всех троих детей начали водить в детский сад, из мебели там были только столы и стулья, поэтому спать приходилось на них, некоторые вместо этого перебирались на пол. Иногда устраивали утренники, давали читать книги. 

Но настоящей радостью девочки было знакомство с книгами. Мама стала читать детям «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, но страшных рассказов детям не читала, и записала девочку в библиотеку, где та познакомилась со сказками Андерсена, братьев Гримм, Бажова. Больше всего Лариса Михайловна полюбила стихотворения С.Я. Маршака, а «Сказку о глупом мышонке» даже выучила наизусть, прочитала на новогоднем утреннике и получила за это с ёлки игрушку.

Безусловно, в годы Великой Отечественной войны члены семьи Ларисы Михайловны рисковали своими жизнями, однако им удалось выжить и услышать заветную фразу: «Война закончилась!» 

Воспоминания Л.М. Лукьяновой о Великой Отечественной войне хранятся в книге «Детство, опалённое войной. 1941–1945: Воспоминания сотрудников Саратовского университета» (Издательство Саратовского университета, 2018), в которой собраны истории сотрудников СГУ, чьи детские годы пришлись на период Великой Отечественной войны.