Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Резюме

Академическая и экспертная деятельность

Участие в советах и профессиональных объединениях:

  • с 2022: Член Ученого совета ФГБОУ ВО "СГУ имени Н. Г. Чернышевского"
  • 2022: Член Исполнительного комитета Консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании»
  • 2023: Член Учебно-методической комиссии Ученого совета ФГБОУ ВО "СГУ имени Н. Г. Чернышевского"

Экспертная деятельность:

  • 2023: Сертифицированный эксперт Российской академии образования
  • 2024: НПА-эксперт из числа физических и юридических лиц, имеющих необходимую квалификацию, привлекаемых к проведению педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания (приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 июля 2024 г., № 491)
  • 2024: Член группы при Координационном органе Минобрнауки России по экспертной оценке заявок соискателей на присвоение статуса федеральных инновационных площадок и ежегодных отчетов о деятельности федеральных инновационных площадок (ООО «ФЭС»)

Квалификация

Сведения об образовании:

  • 2001: Педагогика и методика начального образования. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского.

Повышение квалификации:

  • 2022: эффективное медиапродвижение научно-образовательных организаций
  • 2022: развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций Россия. Москва.
  • 2023: ролевой репертуар современного педагога: коуч, ментор, тьютор, эдвайзер, фасилитатор Россия. Саратов.
  • 2024: педагогический дизайн Россия. Саратов.

Диссертации и учёные степени:

  • 2004: Кандидат филологических наук. 10.01.01.

Учёное звание:

  • 2009: доцент по кафедре начального языкового и литературного образования.

Идентификаторы в системах наукометрии:

  • РИНЦ: 1979-3599

Опыт работы

  • Год начала работы в СГУ: 2001

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского:

  • 2001 - 2004: ассистент, кафедра методики начального обучения
  • 2004 - 2005: старший преподаватель, кафедра начального языкового и литературного образования
  • 2005 - наст.вр.: доцент, кафедра начального языкового и литературного образования
  • 2022 - 2024: декан, факультет психолого-педагогического и специального образования

Основные научные публикации

  • 2023
      • Фирсова Т.Г. Научные школы факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ имени Н. Г. Чернышевского: диахронический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12. № 4 (48). С. 288-304. (в соавторстве с Р.М. Шамионовым, Е. А. Александровой, Ю.В. Селивановой). https://www.elibrary.ru/download/elibrary_56568413_49165933.pdf
      • Фирсова Т.Г. "45 шагов в будущее...": к юбилею факультета психолого-педагогического и специального образования // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 6. С. 7-21. (в соавторстве с Е.Н. Гориной). https://www.elibrary.ru/download/elibrary_56572843_75365579.pdf
      • Фирсова Т.Г. Концептуальные идеи модернизации педагогического образования в контексте развития личностного потенциала будущего педагога // Социально-политические исследования. 2023. № 1 (18). С. 148-166. (в соавторстве с Е.А. Александровой, М.Н. Бурмистровой) https://www.elibrary.ru/download/elibrary_53753763_56184823.pdf
      • Фирсова Т.Г. Компьютерная игра как элемент геймификации на уроках литературного чтения // Школьные технологии. 2023. № 3. С. 87-92. (в соавторстве с М.С. Щёкиной)
      • Фирсова Т.Г. «Штурман дальнего плавания, инженер-кораблестроитель, изобретатель, бескорыстный друг всех тружеников, человек всесторонних знаний, изумительный рассказчик…»: к 140-летию со дня рождения Б. С. Житкова // Русская словесность. 2023. № 1. С. 102-110. (в соавторстве с М.С. Щёкиной)
      • Фирсова Т.Г. Образ любви в представлениях будущих педагогов // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 6. С. 42-51. (в соавторстве с Е. С. Грининой, Т. Ф. Рудзинской) https://www.elibrary.ru/download/elibrary_56572846_70549447.pdf
      • Фирсова Т.Г. Современный подростковый фольклор как отражение поведенческой составляющей субкультуры современных подростков // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 6. С. 22-31. (в соавторстве с Р.М. Шамионовым). https://www.elibrary.ru/download/elibrary_56572844_24785897.pdf
      • Фирсова Т. Г. Изучение игровой поэзии в начальной школе: программа внеурочной деятельности // Проблемы филологического образования : межвузовский сборник научных трудов, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 20 апреля 2023 года. Том Выпуск 15. Саратов: Саратовский источник, 2023. С. 72-86. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_56007398_59671609.pdf
  • 2022
      • Фирсова Т.Г. Цифровая компетентность педагога как показатель трансформации образовательной среды: на примере Саратовского региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11. № 4 (44). С. 367-383. ( в соавторстве с М.Н. Бурмистровой, М.П. Зиновьевой) https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49990847_36568734.pdf
      • Фирсова Т.Г. Использование мемов в рамках изучения будущими педагогами начальной школы дисциплин литературоведческого цикла // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11. № 2 (42). С. 168-177. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49225386_93856942.pdf
  • 2021
      • Фирсова Т.Г. Технологии DESCHOOLING в воспитании талантливого читателя // Воспитание школьников. 2021. № 7. С. 59-66.
      • Фирсова Т.Г. Освоение педагогического потенциала культурно-образовательной среды города: опыт реализации проектной магистратуры // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10. № 3 (39). С. 262-269. (в соавторстве с Л.И. Черемисиновой) https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46616545_14407937.pdf
  • 2020
      • Фирсова Т.Г. Стихотворение Б.Л. Пастернака "Золотая осень" // Начальная школа. 2020. № 7. С. 42-46.
  • 2019
      • Фирсова Т.Г. Структурно-содержательные характеристики художественного восприятия текста у будущих педагогов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 3. С. 262-269. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41388137_92339455.pdf
  • 2018
      • Фирсова Т.Г. Учитель начальных классов: требования государства и представления будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 105-108. (в соавторстве с М.П. Зиновьевой) https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36745360_89721963.pdf
  • 2017
      • Фирсова Т.Г. Культура чтения современного педагога как средство гуманизации образовательного пространства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6. № 2. С. 101-106. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29186206_54586312.pdf
      • Фирсова Т.Г. Использование виртуального образовательного пространства в процессе формирования профессиональных компетенций учителя начальных классов // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. 2017. № 4. С. 56-61.
  • 2016
      • Фирсова Т.Г. Виртуальный методический кабинет как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 1. С. 16-21. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25717838_28778054.pdf
      • Фирсова Т.Г. Формирование готовности будущего педагога моделировать читательское развитие младших школьников // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 3. С. 203-208. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26591248_64730813.pdf

Патенты и авторские свидетельства

Общее количество патентов и свидетельств: 1

  • 2022
    • ИГРА "ЖИТКОВ И ЕГО КОМАНДА" Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2022685551, 25.12.2022. Заявка № 2022685782 от 25.12.2022. В соавторстве с М.С. Щёкиной.

Участие в конференциях

  • 2019: VII Международная научная конференции, посвященная 110-летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы». Саратов.
  • 2013: Международный фестиваль школьных учителей. модератор.
  • 2019: III Международная конференция «Детская литература как событие».
  • 2019: Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные про-блемы дошкольного и начального образования».
  • 2018: Международная научно-практическая конференция "Специальное образование и социальная интеграция - 2018". Саратов.
  • 2019: Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства 2.0».
  • 2018: Международная научно-практическая конференция «Страховские чтения – 2018: научные идеи И. В. Страхова и их развитие в современной психологии и педагогике». Саратов.
  • 2020: Международный форум «Гуманизация образовательного пространства — 2020». Саратов.
  • 2018: Международная научно-практическая конференция «Пространство фольклора, литературы и педагогики».
  • 2020: Международная научная конференция «Страховские чтения — 2020: междисциплинарные проблемы в современной психологии». Саратов.
  • 2018: Всероссийская научно-методическая конференция «Проектная деятельность в образовательном пространстве современной школы» в рамках Международного форума «Гуманизация образовательного пространства». Саратов.
  • 2020: Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования» в рамках Международного форума «Гуманизация образовательного пространства». Саратов.
  • 2018: Всероссийская научно-методическая конференция «Проблемы филологического образования» в рамках Международного форума «Гуманизация образовательного пространства». Саратов.
  • 2021: Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства». Саратов.
  • 2021: Международная научная конференция «Страховские чтения — 2021: проблемы современной социальной психологии личности». Саратов.
  • 2021: Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования». Саратов.

Преподаваемые дисциплины

  • Методика обучения литературному чтению в начальной школе
  • Основы культуры чтения
  • Выразительное чтение

Биографический текст

Дополнительная информация

Лектор Российского общества «Знание» (2024)

Координатор Центра развития психолого-педагогического образования на базе МАОУ "Лицей 37" Фрунзенского района г. Саратова.

Член редакционных коллегий двух продолжающихся научных изданий — сборников по итогам ежегодных конференций СГУ: «Гуманизация образовательного пространства» (ISSN (online): 2658-736X), «Проблемы филологического образования» (ISSN: 2409-2061 (print)).