Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
Кафедра начального языкового и литературного образования
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Визитка

 Черемисинова Лариса Ивановна
Черемисинова
Лариса
Ивановна

Направления деятельности

Преподаватели кафедры принимают активное участие в составлении и реализации программ повышения квалификации учителей начальных классов г. Саратова и Саратовской области.

История

М.В. Башкиров
Первый заведующий кафедрой педагогики и методики начального обучения М.В. Башкиров
Н.Я. Сердобинцев
Профессор кафедры методики начального обучения Н.Я. Сердобинцев
Заведующая кафедрой методики начального обучения А.П. Сдобнова
Заведующая кафедрой методики начального обучения А.П. Сдобнова
А.Б. Щербаков
Заведующий кафедрой методики начального обучения А.Б. Щербаков

В 1978 году в Саратовском государственном педагогическом институте им. К.А. Федина  был открыт факультет начальных классов. Первоначально на факультете была одна кафедра, затем в 1982 году на её базе образовались две: кафедра методики начального обучения и кафедра педагогики начального образования. 

кафедра методики начального обучения
Кафедра методики начального обучения: Н.В. Курбатова, А.Б. Щербаков, Т.А. Морозова-Дорофеева, И.Е. Орлова. В нижнем ряду — Т.И. Фаддейчева, А.П. Сдобнова, Н.К. Иванкина, Т.Ф. Зиновьева, Е.Г. Мережко, Ю.О. Бронникова

В апреле 2004 года в результате разделения кафедры методики начального обучения были организованы две кафедры: кафедра начального языкового и литературного образования и кафедра начального естественно-математического образования. С 2004 года кафедрой  начального языкового и литературного образования заведует доктор филологических наук, доцент Лариса Ивановна  Черемисинова.

Коллектив кафедры в 2008 году
Коллектив кафедры на 30-летие факультета в 2008 году: О.В. Слепова, Т.А. Морозова-Дорофеева, А.Б. Щербаков, Н.К. Иванкина, Ю.О. Бронникова, Е.Г. Мережко, И.А. Тарасова, Т.Г. Фирсова, Л.Ф. Доронина, О.Я. Гусакова, Л.И. Черемисинова

В 2013/2014 учебном году по приглашению кафедры на факультете прочитали серию лекций и провели мастер-классы ведущие методисты Москвы и Санкт-Петербурга М.С. Соловейчик и М.П. Воюшина.

Встреча с М.С. Соловейчик
Преподаватели кафедры И.А. Тарасова, Л.И. Черемисинова, А.П. Сдобнова, Н.К. Иванкина, Е.Г. Мережко на встрече с М.С. Соловейчик
Мастер-класс М.С. Соловейчик
Профессор М.С. Соловейчик проводит мастер-класс для преподавателей университета и образовательных учреждений области
Мастер-класс М.С. Соловейчик
Профессор М.С. Соловейчик проводит мастер-класс для преподавателей университета и образовательных учреждений области

В 2014 году преподаватели кафедры проходили повышение квалификации в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена на кафедре ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» по программе «Современные методики преодоления филологической некомпетентности младших школьников». Обсуждались вопросы содержания начального языкового и литературного образования в поликультурной школе, технологии работы с учебно-научным текстом, современные диалоговые технологии: сопоставительный анализ, диалог искусств, интерпретация текста и пр.
В рамках прохождения повышения квалификации были проведены встречи с зам. завед. кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» Л.А. Болезниковой, докт пед.наук, профессором  М.П. Воюшиной, проф. кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе», координатором УМК «Диалог»  Е.П. Суворовой и др.

преподаватели кафедры в РГПУ им. А.И. Герцена
Преподаватели кафедры в РГПУ им. А.И. Герцена: Н.К. Иванкина, И.А. Тарасова, Л.И. Черемисинова
преподаватели кафедры в РГПУ им. А.И. Герцена
Преподаватели кафедры в РГПУ им. А.И. Герцена: Е.Г. Мережко, О.Я. Гусакова
преподаватели кафедры в РГПУ им. А.И. Герцена
Преподаватели кафедры в РГПУ им. А.И. Герцена с профессором М.П. Воюшиной (в центре)

В 2008-2015 гг. профессор кафедры начального языкового и литературного образования И.А. Тарасова совместно с заведующим кафедрой русской литературы XX века И.Ю. Иванюшиной получили грантовую поддержку  РГНФ на проведение серии международных междисциплинарных конференций: “Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность” (сентябрь 2008 г.); “НЭП в истории культуры: от центра к периферии”(октябрь 2010 г.); “Эпоха “Великого перелома” в истории культуры” (сентябрь 2015 г.) В конференциях приняли участие преподаватели факультета психолого-педагогического и специального образования, Института филологии и журналистики СГУ, работники музеев города Саратова, российские и зарубежные исследователи.

Международную научную конференцию «НЭП в истории культуры: от центра к периферии» открывает научный руководитель Института филологии и журналистики СГУ проф. В.В. Прозоров
Искусствоведы Е.И. Водонос (Саратов) и Ю.Я. Герчук (Москва) на заседании секции (фото Т.И. Дроновой)
Заведующая кафедрой русской литературы XX века И.Ю. Иванюшина ведет секционное заседание в Саратовском областном музее краеведения
Профессор кафедры начального языкового и литературного образования И.А. Тарасова и заведующая кафедрой русской литературы XX века И.Ю. Иванюшина на Круглом столе конференции
Профессор кафедры начального языкового и литературного образования И.А. Тарасова с гостями конференции на прогулке по Волге
Саратовский краевед И. Сорокин проводит для гостей экскурсию по усадьбе музея Павла Кузнецова
Участники художественной акции на усадьбе музея Павла Кузнецова: проф. Ю.Н. Борисов, проф. А.А. Кобринский, доц. А.В. Раева
Заведующая кафедрой русской литературы XX века И.Ю. Иванюшина и профессор А.А. Кобринский (Санкт-Петербург) на усадьбе музея Павла Кузнецова

По результатам конференций опубликованы сборники научных трудов:

Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность: сборник статей участников международной научной конференции (Саратов, 9–11 октября, 2008 г.)  Саратов: Издательский центр “Наука”, 2008.

НЭП в истории культуры: от центра к периферии: сборник статей участников международной научной конференции /под ред И.Ю. Иванюшиной, И.А. Тарасовой. Саратов: Изд. центр "Наука", 2010.

Эпоха “Великого перелома” в истории культуры: сборник научных статей/под ред И.Ю. Иванюшиной, И.А. Тарасовой.  Саратов: Саратовский национальный государственный исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского, 2015.

Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Наука

Основные научные направления

Инициативные кафедральные научно-исследовательские темы

1) «Филологическая некомпетентность как фактор социального риска». Сроки выполнения: 11. 10. 2016 – 31. 12. 2019 г. Научный руководитель‑ Черемисинова Л.И., д. филол. н., доц., зав. каф.

Исполнители: сотрудники кафедры начального языкового и литературного образования.

2) «Формирование культуроведческой компетенции в системе филологического образования». Сроки выполнения: 10. 01. 2020 – 31. 12. 2023 г. Научный руководитель‑ Черемисинова Л.И., д. филол. н., доц., зав. каф.

Исполнители: сотрудники кафедры начального языкового и литературного образования.

Публикации

Бронникова Ю.О., Сдобнова А.П., Тарасова И.А. Культура речи : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» / под ред. А.П. Сдобновой. 3-е изд., перераб. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 2014. 112 с. ISBN 978-5-292-04230-3.

Бронникова Ю.О., Сдобнова А.П., Тарасова И.А. Русский язык и культура речи : учебное пособие / под ред. А.П. Сдобновой. 3-е изд. М. : ФЛИНТА, 2014. 174 с. ISBN 978-5-9765-0763-0. [Электронный ресурс]. URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=62959http://globalf5.com/Knigi/Nauka-Obrazovanie/Yazykoznanie-Lingvistika/Kultura-rechi/Russkiy-yazyk-i-554-48962.

Бронникова Ю.О., Сдобнова А.П., Тарасова И.А. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» / под ред. А.П. Сдобновой. 2-е изд., перераб. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 2014. 104 с. ISBN 978-5-292-04228-0.

Гусакова О.Я. Детская литература: учеб. пособ. для студ. заоч. отд., обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Ч. 1. Фольклор. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. 94 с.

Гусакова О.Я. Устное народное творчество: практикум для студ. высш. учеб. завед., обучающихся по специальностям «Русский язык и литература», «Педагогика и методика начального образования».  Саратов, 2011. 108 с.

Гусакова О.Я. Читательские и литературно-творческие мотивации младших школьников: теория и практика исследования: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование». Изд. 2-е. – М.: Изд-во «Перо», 2020. – 74 с.

Гусакова О.Я. Детская литература: практикум для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование». Изд. 2-е., испр. и доп. – Москва: Издательство «Перо», 2021. – 130 с.

Иванкина Н.К. Методика русского языка: Теория и практика обучения. Учебно-методическое пособие для магистрантов и бакалавров высш. учеб. заведений. Саратов: ИЦ «Наука», 2016. 92 с. ISBN 978-5-9999-1218-3

Иванкина Н.К. Мережко Е.Г. Обучение грамоте. Хрестоматия. Учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.К. Иванкина, Е.Г. Мережко. — Саратов: ИЦ «Наука», 2013. — 79 с.

Иванкина Н.К., Мережко Е.Г. Методика обучения русскому языку. Сборник методических задач: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.К. Иванкина, Е.Г. Мережко. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. 92 с.

Иванкина Н.К., Мережко Е.Г. Тесты. Методика русского языка: Учебное пособие для бакалавров и магистрантов высш. учеб. заведений / Н.К. Иванкина, Е.Г. Мережко. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. Вып. 2. 61 с.

Лингвоэстетический анализ художественного произведения в начальной школе. Лирика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов фак. педагогики, психологии и нач. образования / И. А. Тарасова. Саратов : [б. и.], 2011. 45 с. http://library.sgu.ru/cgi-bin/irbis64r_15/cgiirbis_64.exe

Мережко Е.Г. Практикум по методике преподавания грамматики и орфографии в начальных классах. Сборник методических задач: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., доп. / Е.Г. Мережко. — Москва: Издательство «Перо», 2021. — 50 с.

Морозова-Дорофеева Т.А. Современный русский язык. Синтаксис: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению Педагогическое образование. В 2 ч. Ч. I. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. 80 с. ISBN 978-5-292-04263-1

Морозова-Дорофеева Т.А. Практикум по русскому языку.  Орфография. – М.: Изд-во «Перо», 2020.– 76 с.

Морозова-Дорофеева Т.А. Синтаксис сложного предложения. – М.: Изд-во «Перо», 2020. – 88 с.

Морозова-Дорофеева Т.А. Современный русский язык. Фонетика. Графика. Орфография. М.: Изд-во «Перо», 2021. – 78 с.

Обучение грамоте. Хрестоматия / Авторы-сост. Иванкина Н.К., Мережко Е.Г. Учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. 78 с.

Сдобнова А.П. Основы социолингвистики : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование, профилю «Начальное образование». Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2016. 74 с. ISBN 978-5-292-04409-3.

Сдобнова А.П. Современный русский язык: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование, по профилю «Начальное образование». Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 2013. 52 с. ISBN 978-5-292-04198-6.

Фирсова Т.Г. Выразительное чтение: Практикум: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Изд. 2, испр. и доп. / Т.Г. Фирсова. М.: Изд-во «Перо», 2016. 80 с. ISBN 978-5-906927-40-8

Фирсова Т.Г. Начальное литературное образование: практикум: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (бакалавр) и 44.04.01 «Педагогическое образование» (магистр) / Т.Г. Фирсова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015, 96 с. (6 п.л.) ISBN 978-5-292-04301-0

Фирсова Т.Г. Основы культуры чтения: учеб. пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлениям 050100 «Педагогическое образование» и 050400 «Психолого-педагогическое образование» / Т.Г. Фирсова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. 88 с. ISBN 978-5-292-04195-5

Фирсова Т.Г. Внеурочная деятельность по предмету «Литературное чтение»: методический конструктор: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование). – М.: Перо, 2020. – 93 с. ISBN 978-5-00171-344-9

Фирсова Т.Г. Введение в учебный процесс: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01, 44.03.02, 44.03.03. – М.: Перо, 2020. – 90 с. (в соавторстве с Ю.Ю. Колесниченко)

Фирсова Т. Г. Введение в учебный процесс: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров в рамках укрупненной группы 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Перо, 2021. 130 с. (в соавторстве с Колесниченко Ю. Ю.)

Черемисинова Л. И. Основы теории литературы : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Начальное образование») : в 2 ч. Ч. 1  / Л. И. Черемисинова. Саратов: Издательский центр «Наука», 2016. 58 с.

Черемисинова Л.И. Теория литературы и практика читательской деятельности: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Начальное образование») / Л. И. Черемисинова. – М. : Изд-во «Перо», 2020. – 109 с.

Черемисинова Л.И. Изучаем лирику в начальной школе: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Начальное образование») / Л. И. Черемисинова. – М : Изд-во «Перо», 2021. – 67 с. 

Конференции

Ежегодная всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы филологического образования»

Цель конференции: консолидировать научные усилия лингвистов, литературоведов, методистов, учителей-практиков для решения основных проблем современного филологического образования, выявить актуальный круг проблем преподавания словесности в школе и вузе, обсудить особенности реализации воспитательной парадигмы в процессе преподавания дисциплин филологического цикла.

Основные направления работы конференции:

  1. совершенствование преподавания словесности в школе и вузе;

  2. вопросы начального языкового и литературного образования;

  3. актуальные проблемы современной филологии

  4. реализация воспитательной парадигмы в процессе преподавания дисциплин филологического цикла;

  5. профессиональная подготовка будущего педагога в системе бакалавриата и магистратуры;

  6. формирование культуроведческой компетенции в системе филологического образования.

По материалам конференции издается сборник научных трудов «Проблемы филологического образования»  (индексируется в РИНЦ). В 2023 году вышел 15 выпуск сборника.