Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх
Институт истории и международных отношений
Обучение в Институте истории и международных отношений – это залог успешной карьеры, возможность приобретения самых актуальных компетенций и уверенность в своем будущем

Визитка

Директор Черевичко Татьяна Викторовна
Директор
Черевичко
Татьяна
Викторовна
Важные контакты
#
Новости подразделения

Направления деятельности

Учебная работа

Институт истории и международных отношений осуществляет подготовку студентов в таких областях образования, как «Гуманитарные науки», «Искусство и культура», «Образование и педагогические науки», «Науки об обществе». Студенты получают фундаментальное образование в рамках выбранных направлений подготовки, что позволяет им в дальнейшем успешно трудиться в таких сферах, как:

  • 01 Образование и наука

  • 04 Культура, искусство (в сферах: туристско-экскурсионной деятельности, музейной деятельности, культурно-просветительской деятельности)

  • 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии (в сферах: организационно-коммуникационной деятельности по обеспечению дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов с зарубежными странами и регионами; межкультурной коммуникации; переводческой деятельности; ведения официальной и деловой переписки на иностранном(ых) языке(ах)

  • 07 Административно-управленческая и офисная деятельность

  • 08 Финансы и экономика (в сферах: сотрудничества с международными финансовыми организациями и банками развития, международными рейтинговыми агентствами; анализа конъектуры мировых финансовых рынков; организации финансовой и маркетинговой деятельности туристских предприятий)

  • 11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере публицистической деятельности, связанной с освещением международной проблематики в средствах массовой информации, периодических изданиях, а также в общественно-политической и научно-популярной литературе)

  • 33 Сервис, оказание услуг населению (в сферах: оказание туристских, экскурсионных услуг населению и иных услуг, необходимых для организации и реализации путешествий; формирование, продвижение и реализация туристского продукта; деятельность объектов туристской инфраструктуры и туристских сервисов; проектирование в туризме)

Учебные занятия проводятся в форме лекций, семинаров, практических занятий, деловых игр; студенты создают практико-ориентированные индивидуальные и групповые проекты. Особое внимание уделяется включению бакалавров и магистрантов в систему специальных исследовательских семинаров, работая в которых, студенты углубленно занимаются изучением актуальных проблем истории, международных отношений, педагогики, искусствознания, сервиса и туризма, создавая самостоятельный научно-исследовательский труд – выпускную квалификационную работу.

Обучение в Институте истории и международных отношений осуществляется по 5 направлениям подготовки бакалавриата и 6 – магистратуры:

БАКАЛАВРИАТ

46.03.01 История  – очная и заочная формы обучения

44.03.01 Педагогическое образование 
профиль История – очная форма обучения

43.03.01 Сервис  
профиль Бизнес-процессы на предприятиях сервиса – очная и заочная формы обучения

43.03.02 Туризм  – очная и заочная формы обучения

41.03.05 Международные отношения  – очная форма обучения

МАГИСТРАТУРА

46.04.01 История
профиль Истоки европейской цивилизации: археология и исторический нарратив – очная форма обучения
профиль Исторический феномен России: государство, общество, регионы – очная и заочная формы обучения
профиль Интеллектуальная жизнь Запада: от средних веков к современности – очная форма обучения

44.04.01 Педагогическое образование 
профиль Методология исторического образования – очная форма обучения

41.04.05 Международные отношения
профиль Мировая политика – очная форма обучения
профиль Миграционные отношения – очно-заочная форма обучения

43.04.01 Сервис  
профиль Инновационный сервис – очная и заочная формы обучения

43.04.02 Туризм  
профиль Инновационный туризм – очная и заочная формы обучения

50.04.03 История искусств 
профиль История  культуры и искусства – заочная форма обучения
 

Научная работа

Спектр научных исследований Института истории и международных отношений обширен и соответствует специализации кафедр и научно-образовательных центров. В фокусе внимания учёных института – актуальные проблемы отечественной, всеобщей и региональной истории, археологии, историографии и источниковедения, методологии исторических исследований и методики преподавания истории, музееведения, туризма и сервиса, международных отношений и внешней политики России. Научные изыскания сотрудников, аспирантов и студентов находят отражение в многочисленных научных статьях, монографиях, докладах, поддерживаются грантами.

Учёные ИИиМО сотрудничают с ведущими научными и культурными учреждениями ‑ Институтом всеобщей истории РАН, Институтом Востоковедения РАН, Институтом истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург), Институтом этнографии и антропологии РАН (Кунсткамера, Санкт-Петербург), Институтом США и Канады РАН, Институт Европы РАН, Институтом мировой экономики и международных отношений РАН, Институтом Петра Великого (Санкт-Петербург), Центром изучения эпохи Просвещения – Библиотека Вольтера Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), Международной ассоциацией исследователей истории и культуры российских немцев (Москва), Институтом этнокультурного образования (Москва), Государственным Эрмитажем, Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина, Восточно-Крымским историко-культурным музеем-заповедником (Керчь), Музеем-заповедником Херсонес Таврический (Севастополь), МГИМО(У) МИД России, Российским государственным университетом туризма и сервиса, Институтом бизнес-коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна и многими другими.

В институте действует аспирантура по двум специальностям: 5.6.1 «Отечественная история», 5.6.2 «Всеобщая история».

Научная работа студентов и аспирантов осуществляется в спецсеминарах, посвящённых разработке научных направлений института. Кроме того, в ИИиМО действуют организованные по инициативе студентов и курируемые преподавателями Института студенческие научные общества, где юные учёные могут глубже погрузиться в интересующие их научные проблемы, развить навыки ораторского мастерства и аргументации, повысить исследовательскую мотивацию, углубиться в практику выбранной профессии.

Сотрудники Института принимают участие в работе редколлегий российских и зарубежных научных журналов, готовят к печати авторитетные периодические и продолжающиеся научные издания, в которых публикуют свои труды учёные, студенты и аспиранты России и мира.

Институт ежегодно проводит международные, всероссийские и региональные конференции, в которых принимают участие преподаватели и учащиеся вузов разных регионов и стран, среди них регулярные:

  • Международная научная конференция «Актуальные проблемы российской цивилизации и методики обучения история»

  • Всероссийские научные чтения памяти профессора А.И. Озолина

  • Всероссийская научная конференция «Британские чтения»

  • Международная научная конференция «Запад на Востоке, Восток на Западе: кросс-культурные отношения, взаимовосприятия и историческая память»

  • Международная научная конференция «Историческое прошлое и образы истории»

  • Всероссийский научный семинар «Мастерская историка: исследовательская проблематика, исторические концепции, методология»

  • Всероссийская конференция «Слово и артефакт: междисциплинарные подходы к изучению античной истории»

  • Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «Antiquitas iuventae»

  • Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Новый век: человек, общество, история глазами молодых»

     

Воспитательная работа

Воспитательная работа ИИиМО ведется директором, ответственным за воспитательную работу, кураторами, преподавателями института. Главные цели данного направления деятельности Института:

  • Воспитание гражданина новой России – личности высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой, способной к профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения

  • Формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе

  • Совершенствование условий для творческой самореализации личности и для проведения досуга студентов во внеучебное время

  • Создание полноценной социально-педагогической воспитывающей среды

Основные задачи воспитательной работы включают: 

  • Организацию гражданского и патриотического воспитания студентов

  • Изучение проблем студенчества и организацию поддержки, консультативной помощи

  • Проведение научно-просветительских, физкультурно-спортивных и культурно-массовых мероприятий, организация досуга студентов

  • Создание и организация работы творческих, спортивных и научных коллективов, объединений студентов по интересам

  • Формирование системы профилактики правонарушений в студенческой среде, поддержание безопасных условий жизнедеятельности института

  • Координацию работы направлений студенческого совета института, помощь в проведении встреч, собраний, тематических мероприятий

  • Проведение собраний с тьюторами Института, привлечение тьюторов к выполнению организационной и патронажной работы в студенческих группах

  • Проведение собраний кураторов, интеграция кураторов в воспитательную деятельность при проведении культурно-массовых мероприятий

  • Составление плана работы основных направлений студенческого совета, контроль и помощь в его исполнении

  • Работа с культмассовым направлением совета студентов и аспирантов. Мотивация студентов к участию в смотрах-конкурсах и концертах, организуемых университетом

  • Cистематический мониторинг состояния воспитательной работы и учет его результатов в практической деятельности

  • Информационное обеспечение студентов, поддержка и развитие студенческих средств массовой информации

Социальная работа

В Институте истории и международных отношений осуществляется социальная поддержка в форме:

  • назначения материальной помощи социально незащищенным студентам бюджетной формы обучения на основании Положения СГУ об оказания материальной помощи обучающимся

  • назначения социальной стипендии бакалаврам и магистрантам бюджетной формы обучения на основании документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи

  • социальной поддержки студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, в виде консультационного, информационного и организационно-педагогического сопровождения

  • назначения выплаты повышенной государственной академической стипендии обучающимся бюджетной формы обучения за достижения в научно-исследовательской, общественной, спортивной деятельности

  • психологической поддержки студентов, направленной на решение индивидуальных и социально-психологических проблем обучающихся, формирование позитивных установок и ценностных ориентаций

  • расселения иногородних, иностранных студентов в общежитиях СГУ, обеспечивая их тем самым жилыми помещениями, отвечающими санитарно-бытовым требованиям

  • профориентационной работы, направленной на информирование студентов об особенностях профессиональной деятельности по выбранному направлению подготовки и возможностях трудоустройства

  • деятельности по охране здоровья обучающихся

  • оказания поддержки студентам, являющимся членами молодых семей и имеющих детей

История

Институт истории и международных отношений свою историю ведёт с 1917 года, когда в Саратовском университете решением Временного правительства был создан историко-филологический факультет. Работать на нём изъявили желание учёные из Петрограда, Москвы, Томска и других научных центров. Первым деканом историко-филологического факультета стал приват-доцент Петроградского университета Семён Людвигович Франк, выдающийся русский философ. Кафедры исторического профиля – русской истории и всеобщей истории – возглавили профессора Василий Иванович Веретенников и Вадим Апполонович Бутенко. Среди тех, кто стоял у истоков исторического образования и исторической науки в Саратовском университете, были также известные учёные: С.Н. Чернов, С.В. Юшков, П.Г. Любомиров (русская история), С.И. Протасова, Е.Н. Петров (всеобщая история), Ф.В. Баллод (история искусств) и др.

Семён Людвигович Франк
Серафим Владимирович Юшков
Франц Владимирович Баллод

В 1921 году историко-филологический факультет прекратил самостоятельное существование и превратился в словесно-историческое отделение факультета общественных наук. В 1922 году оно было преобразовано в общественно-экономическое отделение педагогического факультета, которое взяло на себя подготовку специалистов-историков. По инициативе университетских историков в 1924 году при СГУ создаётся научно-исследовательский институт краеведения, сыгравший видную роль в комплексном изучении Юго-Востока страны. Директором института являлся П. С. Рыков, основатель школы саратовских археологов и организатор музейного дела в Саратове. В 1920-е годы в университете было создано немало ценных научных трудов по вопросам социально-экономического развития России, по истории освободительного движения и общественной мысли, по археологии и краеведению. Под руководством учёных старшего поколения была подготовлена способная и энергичная научная молодёжь, Тогда начали свою научную деятельность известные впоследствии историки Е. Н. Кушева, Е. П. Подъяпольская, Н. Г. Аполлова, археологи П. Д. Степанов, И. В. Синицын, Т. Н. Минаева и др.

Павел Сергеевич Рыков
Павел Сергеевич Рыков
Елена Петровна Подъяпольская
Павел Дмитриевич Степанов

После выделения в 1931 году педагогического факультета в самостоятельный институт подготовка специалистов-историков в СГУ не велась. Благоприятные условия для восстановления исторического образования в Саратове возникли после принятия 15 мая 1934 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР постановления «О преподавании гражданской истории в школах СССР». 8 сентября 1935 года в Саратовском университете был учрежден исторический факультет, ставший третьим в РСФСР (после МГУ и ЛГУ, где истфаки были восстановлены в 1934 г.) и первым в провинции. Возрожденному историческому факультету был предоставлен специальный учебный корпус (ул. Радищева, 41). Возглавил факультет профессор Павел Сергеевич Рыков, проработавший на посту декана до августа 1937 г., когда был арестован и осуждён по ложному обвинению. Затем в довоенный период деканами факультета были доценты Р.А. Таубин, Б.С. Зевин, Т.Л. Морозова.

Здание, в котором в 1935-1999 гг. располагался исторический факультет (ул. Радищева, 41)

На историческом факультете СГУ первоначально было создано пять кафедр: истории древнего мира, истории средних веков, истории нового времени, истории зависимых и колониальных стран, истории [народов] СССР. Позднее появилась кафедра археологии и этнографии. «Научная деятельность этих кафедр, - по словам профессора Л.А. Дербова, - отражала потребности тогдашнего этапа развития советской исторической науки и охватывала актуальную проблематику. Саратовские историки работали над историей народов Поволжья и Саратовского края, занимались изучением наследия Н.Г. Чернышевского, проводили археологические исследования, разрабатывали темы по истории русского крестьянства, вопросы историографии и другие важные проблемы отечественной и зарубежной истории». Среди преподавателей предвоенного истфака были: археологи П.С. Рыков и И.В. Синицын, античник И.И. Вейцеховский, медиевист А.С. Бартенев, востоковед А.М. Дубинский, специалисты по отечественной истории А.Л. Шапиро, Р.А. Таубин, В.А. Осипов и др. Большую роль в жизни факультета сыграл приезд в Саратов профессора (позднее академика) Анны Михайловны Панкратовой, которая работала на истфаке в 1937-1940 гг. и некоторое время заведовала кафедрой истории СССР.

Иван Васильевич Синицын
Рафаил Абрамович Таубин
Анна Михайловна Панкратова

Первый выпуск исторического факультета состоялся в 1940 году: из 52 окончивших его 16 получили дипломы с отличием. Часть молодых специалистов остались работать на гуманитарных кафедрах в СГУ (А.П. Васильчук, В.И. Ивакин, С.А. Соколов, П.А. Кузнецов, Н.Г. Гончаренко, П.А. Анохин), другие поступили в аспирантуру (В.А. Ермолаев, Н.В. Афанасьев, Н.Н. Мельников, В.М. Гохлернер). Многие из числа первых выпускников истфака впоследствии стали крупными дипломатами, государственными и военными деятелями (В.Ф. Грубяков, М.Ф. Кучмин, А.В. Щукин, Н.Ф. Кузьмин и др.).

Студенты и преподаватели исторического факультета (1939 г.)

В годы Великой Отечественной войны коллектив исторического факультета (в связи с открытием при нем осенью 1941 г. филологического отделения он стал на несколько лет историко-филологическим) работал в сложных условиях. Десятки студентов и преподавателей влились в ряды Красной Армии, другие работали на возведении оборонительных сооружений, в госпиталях, на фабриках и заводах, на заготовке дров и уборке урожая. Учебный корпус факультета был передан другой организации, на некоторых кафедрах оставалось всего 2-3 сотрудника. На время коллектив факультета получил пополнение за счёт некоторых ведущих учёных московских и ленинградских вузов, эвакуированных в Саратов. В 1941-1942 гг. кафедру истории СССР возглавлял известный специалист по истории России, профессор Московского университета Н.Л. Рубинштейн, одновременно исполнявший обязанности декана. В 1943-1944 гг. этой кафедрой руководил другой видный историк В.В. Мавродин, профессор Ленинградского университета. Научное содружество ученых Саратовского и Ленинградского университетов позволило провести ряд защит кандидатских диссертаций, выполненных саратовскими историками – И.В. Синицыным, Л.А. Дербовым, А.М. Дубинским и А.Л. Шапиро. Историки читали лекции перед населением, готовили материалы для местной печати и радио на общественно-политические и военно-патриотические темы. Не всем истфаковцам удалось возвратиться с фронта. Погибли в боях за Родину бывший декан факультета Б.С. Зевин, студенты Вячеслав Шеметов, Николай Пузанов, Василий Садиков, Федор Самсонов, Иван Хмелев и другие. Те же, кто вернулся к мирной жизни (Н.Я. Казаков, удостоенный звания Героя Советского Союза, Н.Ф. Кузьмин, И.В. Малышев, В.А. Ермолаев, И.В. Порох, Г.Д. Бурдей и др.), до конца своих дней свято чтили память о погибших товарищах, как новые поколения историков чтят память о них самих.

Студенты исторического факультета, участники Великой Отечественной войны И.Ф. Аношкин и Л.Н. Шеметов. 1941 г.
Студентки исторического факультета – выпускницы школы медсестер запаса. Все в годы Великой Отечественной войны служили во фронтовых или тыловых госпиталях и медицинских ротах. Апрель 1941 г.
В.М. Гохлернер, аспирантка исторического факультета, участница Великой Отечественной войны, читает лекцию девушкам-военнослужащим 720-го зенитно-артиллерийского полка. Март 1945 г., Румыния
И.В. Малышев (второй слева) с однополчанами у здания Рейхстага в Берлине. Его рукой на стене Рейхстага написано: «Мы Волгари из Саратова и Костромы». Май 1945 г.

В послевоенные годы исторический факультет постепенно восстановил свои силы, пополнил преподавательский состав, значительно увеличил приём студентов. В 1945 году на факультете был восстановлен приём в аспирантуру. Немалая заслуга во всем этом принадлежала известному учёному-археологу декану факультета с 1943 по 1953 гг. Ивану Васильевичу Синицыну. Осенью 1955 года в связи с объединением исторических факультетов университета и педагогического института в штат истфака СГУ были зачислены высококвалифицированные и перспективные работники – В.К. Медведев, А.Ф. Остальцева, А.И. Озолин, Я.М. Майофис.

Алевтина Фёдоровна Остальцева
Алевтина Фёдоровна Остальцева
Яков Маркович Майофис
Яков Маркович Майофис
Артур Иванович Озолин
Артур Иванович Озолин

В 1950-1980-е гг. на историческом факультете развивались сложившиеся научные направления. Кафедра истории древнего мира вела исследования в области истории античной культуры и археологии. На кафедре истории средних веков разрабатывались проблемы истории средневекового города, истории народных движений средневековья, истории культуры и общественной мысли эпохи Возрождения. Сотрудники кафедры истории нового и новейшего времени изучали историю рабочего движения в США и Западной Европе, национально-освободительного движения в странах Азии и Африки, историю международных отношений. Кафедра истории СССР досоветского периода (ныне истории России и археологии) главное внимание уделяла изучению истории освободительного движения и общественной мысли в России, а также занималась исследованиями по истории российской внешней политики и историографии, проводила археологические изыскания. На кафедре истории СССР советского периода велась разработка истории революции 1917 года, экономической политики в первые годы советской власти, истории фронта и тыла в Великой Отечественной войне. Известность саратовской исторической школе принесли научные труды Владимира Григорьевича Боруховича, Соломона Моисеевича Стама, Артура Ивановича Озолина, Алевтины Федоровны Остальцевой, Леонарда Адамовича Дербова, Николая Алексеевича Троицкого, Дмитрия Поликарповича Ванчинова и других профессоров истфака. 

Владимир Григорьевич Борухович
Владимир Григорьевич Борухович
Соломон Моисеевич Стам
Соломон Моисеевич Стам
Николай Алексеевич Троицкий
Николай Алексеевич Троицкий

В 1971 году, благодаря усилиям талантливого учёного профессора Владимира Владимировича Пугачева, был создан Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций. Это позволило значительно повысить эффективность работы аспирантуры и квалификационный уровень преподавательского состава. В начале 1980-х гг. на историческом факультете уже работали 10 докторов наук и 25 кандидатов наук. В развитии факультета в эти годы большую роль сыграли его деканы: доценты Владимир Алексеевич Осипов (с 1953 по 1965 гг.), Игорь Сергеевич Кашкин (с 1965 по 1970 гг.), Владимир Ильич Тюрин (с 1970 по 1973 гг. и в 1980-1981 гг.), профессор Григорий Алексеевич Герасименко (с 1973 по 1980 гг.) и доцент Иван Васильевич Галактионов (с 1981 по 1987 гг.).

Дмитрий Поликарпович Ванчинов
Игорь Сергеевич Кашкин
Григорий Алексеевич Герасименко

В перестроечные и постперестроечные годы, когда рушились старые идеологические символы, и отечественная историческая наука переживала кризис, исторический факультет сумел сохранить всё ценное, что было накоплено за многие десятилетия, и сделал новый шаг в своей образовательной и научной деятельности. В 1994-1997 гг. саратовские историки участвовали в реализации большой международной программы «Tempus» в тесном сотрудничестве с университетами городов Пуатье, Анже (Франция) и Гранада (Испания). Участие в этой программе способствовало открытию на факультете новой специальности «социально-культурный сервис и туризм», появлению компьютерного класса и своего издательского центра. В 2000-2004 гг. в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России» осуществлялась работа по поддержке двух кафедр истфака. Важное значение для развития исторических исследований имело открытие в 2004 г. при Саратовском университете Межрегионального института общественных наук (директор профессор В.С. Мирзеханов). С 1988 по 1997 гг. исторический факультет возглавлял заведующий кафедрой истории нового и новейшего времени профессор Игорь Данилович Парфенов. В 1998-2007 гг. деканом истфака являлся профессор Велихан Салманханович Мирзеханов, в период работы которого на этом посту происходит расширение научно-образовательных связей с зарубежными университетами, открытие новых специальностей и кафедр, укрепление материальной базы факультета. За это время факультет дважды менял место своей «прописки»: в 1998-2005 гг. он располагался в здании бывшего летного училища на углу улиц Московской и Университетской (IV корпус СГУ), а в декабре 2005 года переехал в новый, только что построенный XI корпус.

В декабре 2007 года исторический факультет был реорганизован в Институт истории и международных отношений Саратовского государственного университета (директор института профессор Виктор Николаевич Данилов). 14 января 2010 года директором была назначена профессор Татьяна Викторовна Черевичко.

Институт истории и международных отношений Саратовского государственного университета – это крупный учебный и научно-исследовательский центр гуманитарного профиля, являющийся правопреемником исторического факультета и продолжателем его богатых научных и педагогических традиций.